О расходах забыто

Большинство ведомств не стали отчитываться о крупных расходах чиновников, уверяя, что их не было. Лишь два федеральных органа и некоторые регионы сообщили о них, и то в неясной форме
Дорогие покупки чиновников остались их секретом/ Д.Абрамов/ Ведомости

Вчера завершилась декларационная кампания, которая в этом году была особенной: должностным лицам предстояло отчитаться не только о доходах, но и о расходах. Крайним сроком для подачи отчета было 1 июля. До начала июля было не до конца ясно, когда и как должны быть обнародованы данные о расходах, превышающих трехлетний семейный доход. Но указом от 8 июля президент Владимир Путин уточнил: их также следует размещать на сайтах ведомств и организаций в течение 14 рабочих дней (а не календарных, как в прежние годы) после окончания срока отчетности.

Представитель Минтруда разъяснил «Ведомостям», что опубликовать данные о расходах на своих сайтах должны все те же должностные лица, которые публикуют данные о доходах. На Минтруд возложен мониторинг выполнения президентских указов. Собеседник уточнил, что расходы самого Минтруда были обнародованы позже, чем доходы.

Исследование «Ведомостей» показало, что лишь два федеральных органа – Центробанк и Минтруд – опубликовали эти сведения, но в неясной форме. Минтруд опубликовал сведения о девяти чиновниках, которые сделали покупки, и указал названные ими источники доходов. Подавляющая часть чиновников Минтруда в качестве таких источников назвали субсидии на приобретение жилья. Однако какую именно собственность из задекларированной они приобрели, из опубликованной формы в большинстве случаев неясно. Не были указаны и суммы расходов.

Впрочем, и в указе от 8 июля ничего не сказано о необходимости публиковать метраж, географическое расположение квартир, марки машин, суммы самих расходов. Согласно указу на сайтах должны размещаться «сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций».

Центробанк опубликовал сведения о расходах одного директора департамента (О. И. Солодухиной), однако в разделе «наименование приобретенного имущества» написано просто «квартира». Источником средств на квартиру названы зарплата по месту работы и кредит.

Подавляющее большинство ведомств не опубликовали данных о расходах. Некоторые ведомства и структуры заявляют о том, что не знают, как им надо отчитываться, другие – что таких чиновников не найдено. Представители Минтранса и Минприроды сообщили «Ведомостям», что чиновников, чьи расходы превышают доходы, не нашлось, поэтому и публиковать им нечего. Не смогли ответить на вопросы, почему не опубликованы эти сведения, в Минобороны и МВД. Представители Министерства культуры и Министерства экономического развития сообщили, что ждут разъяснений, в какой форме следует публиковать эти сведения. В Минздраве и Минрегионразвития, на сайтах которых сведений о расходах не опубликовано, от «Ведомостей» потребовали запрос.

В пресс-службе «Газпрома» оставили без ответа вопрос «Ведомостей» о том, почему не опубликована информация о расходах топ-менеджеров.

В Госдуме 15 депутатов представили сведения о расходах: девять от единороссов, трое от эсеров, двое от КПРФ, один от ЛДПР, сообщил журналистам представитель комиссии по доходам. Максимальная сумма сделки по приобретению недвижимости составила более 94 млн руб., минимальная – 1,25 млн руб. Но сделали они это на всякий случай, сказал представитель думской комиссии по доходам: покупок, превышающих трехлетний доход, у депутатов не было.

Среди чиновников Московской области людей с расходами, требующими декларирования, не нашлось, говорит представитель администрации области. В администрации Петербурга такие чиновники нашлись в некоторых комитетах – жилищном, по печати и по промышленной политике и инновациям. Однако там также опубликовано лишь наименование покупки (квартира или земельный участок) без каких-либо данных о ней. И только у чиновников подразделений правительства Москвы указана площадь приобретенных ими квартир, цена которых превысила трехлетние доходы.

По словам доцента ВШЭ Павла Кудюкина, декларирование расходов идет с таким трудом потому, что, вероятно, имеют место элементы саботажа – чиновники смотрят, заставят или нет их опубликовать эти неприятные для них сведения.