Переподключить за восемь дней

Правительство утвердило правила сохранения номера при смене мобильного оператора (mobile network portability, MNP). Вопреки предложению Минкомсвязи, абонент сможет менять оператора так часто, как захочет
П.Константинова/ Ведомости

О необходимости отмены «мобильного рабства» заявил в апреле 2012 г. Медведев, покидая пост президента, а в конце декабря были утверждены соответствующие поправки в закон «О связи» и Налоговый кодекс. Первоначально операторы сотовой большой тройки – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» – были против MNP, заявляя, что эта услуга нужна максимум 2% абонентов. Вдобавок операторам будет крайне сложно решить технические и административные вопросы, связанные с введением MNP, к 1 декабря 2013 г., предупреждал в конце 2012 г. в письме в Госдуму президент Инфокоммуникационного союза Александр Крупнов, он просил отложить введение MNP до 1 марта 2014 г. По подсчетам НИИ радио выходило, что только подготовка подзаконных актов, необходимых для MNP, займет 1,5–2 года, а еще около года операторам потребуется на модернизацию сетей и обкатку услуги в опытных зонах. Но срок введения MNP менять не стали – система должна заработать с 1 декабря 2013 г.

Премьер Дмитрий Медведев подписал поправки в правила оказания услуг подвижной связи, регламентирующие предоставление MNP, 15 июля, следует из документа, поступившего в систему «Консультантплюс». Чтобы сменить одного оператора на другого, достаточно обратиться к новому оператору с заявлением о расторжении договора со старым и переносе номера. Правила не ограничивают частоту смены операторов, как изначально предлагало Минкомсвязи (не чаще чем раз в шесть месяцев). Абонента, переносящего до пяти мобильных номеров, его новый оператор (по тексту правил – «реципиент») должен переподключить за восемь дней. Для юридических лиц, переносящих больше номеров, этот срок увеличен до 29 дней. Стоимость переподключения каждого номера может составлять до 100 руб.

Ограничить свободу перехода может долг перед старым оператором. Абоненты – физические лица должны погасить его в течение четырех дней после заключения договора с новым, а юридические – в течение 21 дня. Не погасят – новый оператор не будет их обслуживать. Если долг возник уже после перехода абонента (это возможно, например, если подписчик пользовался роумингом), погасить его надо в течение 70 дней, считая с того момента, как новый оператор начал оказывать услуги, иначе «реципиент» по просьбе «донора» опять же прекратит обслуживание.

Схема, при которой отношения абонента с оператором-«донором» регулируются через оператора-«реципиента», выходит за рамки гражданско-правовой практики, ведь новому оператору придется брать на себя ответственность за действия подписчика перед другой компанией на 70-дневный переходный период, уверена представитель МТС Ирина Агаркова. Например, если «донор» получает от своего роумингового партнера или провайдера дополнительных сервисов данные о том, что абонент задолжал за их услуги, непонятно, каким образом он сможет взыскать долг, поскольку договор с этим абонентом расторгнут, говорит она. В то же время «реципиент» вынужден будет по требованию «донора» приостанавливать обслуживание абонента, который полностью выполняет перед ним обязательства по договору, в том числе по оплате услуг.

Одобренные правительством правила дают операторам бо́льшую правовую определенность, но в них по-прежнему много белых пятен, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. К примеру, в них не сказано, что делать в случае возможной ошибки переноса номера.

Представитель «Мегафона» Юлия Дорохина ожидает, что абоненты «Мегафона» после введения MNP не будут менять оператора.

Представители Минкомсвязи не ответили на вопросы «Ведомостей».