Школа, в которой богатые платят за бедных

Арабский предприниматель Санни Варки сумел сделать бизнес из образования. Да так, что последнее стало качественнее и доступнее для малоимущих
Варки открывает по всему миру школы и для детей низкооплачиваемых рабочих, и для детей элиты/ Ahmed Jadallah/ Reuters

В библиотеке школы Wel­ling­ton International School Санни Варки болтает с группой пятилетних детей о книгах, которые им нравятся. Родители этих мальчиков и девочек, одетых в бело-синюю форму, ежегодно платят около $12 000, чтобы отпрыски могли посещать одну из самых выдающихся школ в Дубае.

Варки не просто из первопроходцев частного образования в Дубае: он еще решил открывать школы, которые подошли бы и низкооплачиваемым рабочим, и элите города. Позже эта схема распространилась на весь мир. Около половины его школ в ОАЭ обучают выходцев из белых воротничков Индии. Родители этих детей платят $2000 в год, а самим детям практически гарантировано место в университете.

Wellington находится на вершине школьного рынка – на том уровне, когда состоятельные люди города могут выбирать школу с дополнительными образовательными возможностями, повышающими стоимость обучения в средней школе до $26 000 за год. «Но мы строим разные школы для разных социальных слоев и с разными ценами за обучение», – объясняет Варки, сидя за столом в библиотеке. Так, самая дешевая школа Варки снизила цены на базовое дошкольное обучение до $500 в год.

Сейчас компания Global Education Management Systems (GEMS), характеризующая себя как крупнейший в мире провайдер частного образования, обучает каждого третьего слушателя частной школы в Дубае.

Бизнес по наследству

Компания GEMS была основана Варки после того, как он получил контроль над Our Own English High School, частной школой, которую основали еще его родители в 1968 г. «Мои родители управляли школой с 350 студентами. Когда я взял контроль над компанией, бизнес стал глобальным», – рассказывает он. Сейчас в GEMS 130 000 студентов, обучающихся в 100 школах и 19 странах.

Родители Варки родом из Индии, и в четыре года они отправили его в Кералу (индийский штат. – «Ведомости») в католическую школу-интернат. В начале 1970-х Варки окончил старшую школу и прочно обосновался в Дубае. Утром он был занят работой в банке Standard Chartered, а по вечерам все свободное время уходило на то, чтобы открывать очередную торговую точку, ремонтную компанию или отель. Бизнес-опыт Варки отличался разнообразием.

К 1980 г. компания родителей полностью перешла под его контроль. Варки почувствовал, что, несмотря на трудности и ограничения, бизнес можно значительно расширить. Одна из главных проблем состояла в том, что государство сдавало землю под строительство школ только на правах концессии. Но еще большей проблемой стал поиск финансирования. «Банки не разрешали нам взять заем, так как у нас не было реальных активов. Это вечно было проблемой. Мы все финансировали из своего кармана», – рассказывает Варки.

Сейчас, конечно, GEMS уже не испытывает таких проблем: она стала одной из тех крупных, управляемых членами одной семьи компаний, бизнес-модель которой очень привлекательна для банков. В этом году компания получила кредит в $545 млн на расширение бизнеса. Доход компании в прошлом году составил $475 млн, ожидается, что в этом году доход вырастет до $500 млн. В ближайшие пять лет Варки планирует расширить бизнес GEMS в 40 странах.

Компанию привлекают возможности на развивающихся рынках образования Африки и Азии. Варки верит, что именно в этих регионах бурно растущий и амбициозный средний класс готов немало тратить на обучение ребенка в частной школе.

Учесть все

Благодаря сотрудникам GEMS, находящимся в Дубае и занимающимся составлением учебных планов, техническим обеспечением, прорабатывающим устройство кампусов, у компании есть всеобщая программа занятий, которая корректируется для каждого рынка.

Чтобы понять, как правильно подстроить программу под отдельную страну, GEMS проводит исследование рынка, в котором учитывает в том числе и отношение родителей к той или иной школе, и анализ деятельности конкурентов. Чтобы узнать рынок получше, GEMS не боится обращаться за помощью к конкурентам. «Когда мы приходим на новый рынок, то стараемся сблизиться с компаниями, которые хорошо знают условия работы здесь, – объясняет Варки. – Наши партнеры дают нам такую информацию, которую с помощью обычного анализа рынка так сразу и не найдешь. Я считаю, что правильные сделки должны быть выгодны обеим сторонам, поэтому мы ежегодно возвращаем им 23–25% от нашей выручки».

Фактор филантропии

Возможно, из-за такого подхода – стремления объединять усилия с конкурентами – многие родители критикуют GEMS. Они считают, что компания в отличие от бесплатных школ просто доит из них деньги. «Частный сектор по сравнению с государственным дает намного лучший результат в образовании детей», – не согласен Варки. Материальные мотивы заставляют бизнес расширяться и дают возможность для благотворительных программ, начиная с создания бесплатных мест для учеников до организации тренингов для учителей в развитых странах, говорит он. «В любом случае огромная часть нашей прибыли идет на развитие школ и благотворительных программ», – уверяет Варки.

Варки все больше становится филантропом. Его благотворительный фонд Varkey Gems Foundation в основном финансирует обучение тех детей, чьи родители не способны потянуть оплату даже самой дешевой школы. Фонд так популярен в том числе и из-за его известных благотворителей: бывшего президента США и почетного председателя фонда Билла Клинтона и бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра.

Пока Варки занят благотворительностью, двое его сыновей постепенно забирают бразды правления в GEMS. Тем самым знаменуя смену поколений в компании перед тем, как к ней присоединится новый партнер, или перед тем, как она станет публичной. Дино занят ежедневными делами в Дубае, а Джэй путешествует по миру в поисках возможностей для расширения бизнеса.

Варки говорит, что становится абсолютно беспристрастен, когда нужно оценить работоспособность сыновей. «Я жёсток в этом вопросе», – сказал он с непроницаемым выражением лица.