Автопром стал эффективнее

За пять лет число занятых на предприятиях российского автопрома снизилось почти на треть. Это не помешало отрасли увеличить производство автомобильной техники почти на четверть
А.Махонин/ Ведомости

Общая численность сотрудников предприятий автопрома в России, включая как собственно автосборочные заводы, так и производителей узлов и агрегатов, с апреля 2012 г. по апрель 2013 г. сократилась на 5% до 243 304 человек, гласят данные «АСМ-холдинга». Всего за пять лет с 2008 г. этот показатель снизился на 29% (см. график). При этом объем производства (включая легковую и коммерческую технику) вырос на 24%.

Все дело в оптимизации численности персонала, которую российские автозаводы начали проводить после кризиса 2008–2009 гг., комментирует инвестиционный директор SI Capital Partners Иван Бончев. Штат сокращали «АвтоВАЗ» (на четверть) и группа ГАЗ (вдвое). Но за последний год штат первого вырос на 2,4% до 68 031 человека. На Горьковском автозаводе (головное предприятие группы ГАЗ) численность сотрудников выросла на 5% до 8934 человек. Рост произошел прежде всего благодаря контрактному производству автомобилей по заказам иностранных партнеров, пояснили представители компаний.

«АвтоВАЗ» начал выпускать автомобили по заказу партнеров из альянса Renault-Nissan с декабря 2012 г. Сейчас он производит Nissan Almera, параллельно идет подготовка к выпуску автомобилей Renault и Datsun (марка концерна Nissan). Основная задача «АвтоВАЗа» на ближайшие годы – рост производительности труда, отмечает директор по внешним связям предприятия Игорь Буренков, к 2020 г. выпуск планируется увеличить в 1,5 раза до 1,1 млн машин и комплектов в год при сохранении общей численности работников завода на уровне 70 000 человек.

ГАЗ кроме выпуска собственной продукции начал заниматься контрактным производством автомобилей в 2011 г. Первым партнером стал концерн VW, в этом году к нему присоединились GM и Daimler. Численность работников ГАЗа может еще вырасти – все будет зависеть от объемов производства и ситуации на рынке, заметил представитель завода.

«Камаз» дальнейших сокращений пока не планирует, говорит представитель компании.

Год назад калужское предприятие PSA Peugeot Citroen перешло к производству полного цикла. Мощность завода составляет 125 000 автомобилей в год, но пока он загружен менее чем наполовину. Тем не менее штат планируется сохранить на нынешнем уровне в 3000 человек, отметил представитель компании.

Потенциал сокращения действительно исчерпан, считает Бончев. Сейчас предприятия акцентируются на повышении производительности труда. Пока нельзя сравнивать автозаводы, построенные недавно, с теми, которые появились еще в Советском Союзе. Прежде всего из-за значительной доли собственного производства автокомпонентов, замечает эксперт. Но отечественные заводы будут стремиться приблизиться к показателям иностранных коллег, уверен он. К примеру, на одном из заводов Kia в США на каждого работника приходится более 100 машин, отмечает Бончев.

Партнер BCG Эвальд Крайд указывает, что по показателю производства автомобилей на одного работника российские заводы серьезно отстают от предприятий иностранных автоконцернов. В основном это связано с тем, что они по-прежнему являются вертикально-интегрированными и производят многие компоненты сами. Передача этого бизнеса на аутсорсинг даст возможность сокращать численность персонала и в будущем, считает Крайд.