Концентрация пропаганды

Выставка Елеазара Лангмана представляет фотографа большого таланта и заложника времени, вдохновенного исполнителя сталинского соцзаказа
Елеазар Лангман. В казахской школе. 1934./ МДФ

Выставка «Елеазар Лангман. «Концентрация кадра. 1920-е – 1940-е годы» проходит в Московском доме фотографии в серии «Классики советской фотографии» и впрямую ей соответствует. Известно: визитная карточка советского фото – это осененная именами Родченко и Игнатовича фотография 20–30-х годов, где новая выразительная форма поставлена на службу пропаганде нового – советского социалистического – образа жизни.

Лангман входил в объединение «Октябрь», куда пришел в 29-м году очарованный Родченко, работал в «бригаде» Игнатовича и вместе с ними был обвинен в формализме, бессодержательности фотографии ради фотографии. «Концентрация кадра» не просто название выставки – ключ к ней.

Выразительность снимков Лангмана, сегодня кажущаяся даже избыточной, назойливой до грубости, обращена была прежде всего к полуграмотному рабоче-крестьянскому люду, героям его съемки – шахтерам и крестьянам, узбекам и казахам. Лангман снимал их и для них – посыл его фотографий был прост и оптимистичен: улыбающаяся молодежь, смотрящая в светлое будущее, мудрые старцы, это будущее приветствующие, труженики-стахановцы – новые герои, спортсмены в здоровом теле (композиционно спортивные снимки напоминают более поздние картины Дейнеки – но тут не заимствование, а мода времени) и особая серия пропагандистских фотографий для передвижных выставок, рассказывающая об ударном труде и мудрых вождях. Здесь и Лазарь Каганович снят концентрированно – крупным планом, на трибуне, при усах, с выразительным жестом.

Совсем другой стиль фотографий дружеских. Родченко, например, или писатель Евгений Петров сняты легкой камерой, нежно и весело, с артистизмом самого обворожительного свойства, которому места нет в съемке для «Вечерней Москвы» или журнала «СССР на стройках». Для личной жизни – другие фотозаконы и ирония вместо оптимизма.

Выставка Лангмана собрана из частных коллекций, здесь нет цифрового воспроизведения архивных снимков и новой печати со старых негативов, только авторская работа. Мимо маленьких, неувеличенных фото не пройдешь быстро: чтобы их увидеть, приходится всматриваться. Только так и понимаешь время, ограниченные технические возможности классиков советской фотографии и причину концентрированности их кадров.