Минкомсвязи расставит оценки

Минкомсвязи пытается заставить операторов улучшить качество связи. Оно усиливает контроль за работой IP-сетей, взамен обещая отменить обременительные нормы технического регулирования
Первым делом чиновники регламентируют нормы качества связи в тех сетях, которые передают данные по IP-каналам./ П. Константинова/ Ведомости

С технической точки зрения инициативы Минкомсвязи позитивны, считает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина: они позволят сократить лишнее коммутационное оборудование, уменьшить количество точек присоединения, трафик можно будет пропускать по более оптимальным маршрутам с использованием IP-сетей. «Вымпелком» и «Ростелеком» пока анализируют предложения Минкомсвязи, говорят их представители. Операторы и сами заинтересованы в повышении качества услуг, от этого зависит лояльность их подписчиков, добавляет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Минкомсвязи разработало концепцию построения мультисервисных сетей – сетей фиксированной и мобильной связи, передающих голос и данные по IP-протоколу. Прототипы таких сетей – более 80% работающих в России сетей передачи данных, говорит чиновник одного из профильных ведомств. Осенью 2013 г. проект концепции планируется представить научно-техническому совету Минкомсвязи, а затем вынести на обсуждение правительственной комиссии по связи, рассказал «Ведомостям» советник министра связи и массовых коммуникаций Эльдар Разроев.

Концепция (ее презентация опубликована на сайте Минкомсвязи) предусматривает усиление контроля за качеством услуг операторов. Ее авторы предлагают ввести минимально допустимые параметры качества. Конкретные критерии и методологию сбора данных о качестве услуг Минкомсвязи еще предстоит обсудить с операторами, сказал Разроев.

О необходимости усилить контроль за качеством связи чиновники говорят не в первый раз. Государство может установить для операторов стандарты качества услуг, предупреждал в сентябре 2012 г. министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. А к концу 2012 г. Роскомнадзор разработал и методику контроля качества, предложив 25 параметров оценки: например, такие, как доля неуспешных вызовов, среднее время установления вызова, время доставки sms-сообщения, среднее время авторизации пользователя в сети. Доля неуспешных вызовов при звонке с мобильного телефона на городской – по предложению Роскомнадзора – не должна превышать 5%, с мобильного на мобильный – 2,5% и т. п. Концепция Роскомнадзора будет принята за основу правил оценки качества связи, но Минкомсвязи значительно расширит и переработает предложения подведомственной ему надзорной службы, говорит Разроев.

Взамен чиновники обещают отказаться от регулирования большинства технических аспектов работы операторов. Например, от обязательной сертификации большинства средств и систем связи, используемых на мультисервисных сетях. В частности, не надо будет сертифицировать специальное телекоммуникационное ПО, которое операторы вынуждены постоянно менять, приводит пример Разроев. Также операторы мультисервисных сетей будут избавлены от необходимости соблюдать иерархию сетей связи, установленную законом «О связи» еще в 2003 г.: согласно этим нормам вызов, инициированный абонентом оператора местной связи, может достичь абонента в другом регионе, только пройдя через сеть зонового оператора, а затем – междугородного. Новая концепция предполагает, что внутри России любые мультисервисные сети смогут соединяться между собой напрямую.

Разработанная министерством концепция учитывает технологические изменения, произошедшие на рынке связи за последние годы, но носит рамочный характер, считает пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова. Некоторые требования к качеству связи должны быть сформулированы в нормативных документах, но в условиях жесткой конкуренции самый эффективный регулятор – рынок, уверена она.