Петер Лёшер: «Мы нацелены на глубокую локализацию в России», - Петер Лёшер, президент и исполнительный директор Siemens AG

Президент Siemens рассчитывает на то, что уровень проникновения германского концерна в российскую экономику окажется больше, чем ожидалось
М.Стулов/ Ведомости

Важной мне представляется наша деятельность в сфере НИОКР. В частности, в «Сколково», куда мы планируем инвестировать около 40 млн евро, к 2015 г. будет создан наш собственный центр по научным исследованиям и разработкам, где будут трудиться около 150 ученых.

1985

старший консультант по вопросам управления немецкой Kienbaum und Partner

2000

председатель правления, президент и главный исполнительный директор Aventis Pharma Ltd

2004

президент и исполнительный директор GE Healthcare

2006

президент подразделения Merck по охране здоровья

2007

президент и главный исполнительный директор Siemens AG

Siemens AG

Промышленная компания. Акционеры: около 90% акций – в свободном обращении, членам семьи Сименс принадлежит 6%. Капитализация – 73,5 млрд евро. Финансовые показатели (за шесть месяцев финансового года, закончившихся 31 марта 2013 г.): Выручка – 36,2 млрд евро, Чистая прибыль – 2,2 млрд евро.

Основана в 1847 г., с 1899 г. акции Siemens обращаются на бирже. Производит оборудование для различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта, здравоохранения.

В этом году германская Siemens AG отмечала 160-летие своей работы в России. Начав с контрактов на поставку оборудования для телеграфов в XIX в., к нашему времени компания превратилась в одного из крупнейших стратегических партнеров для российских машиностроителей. Объем новых заказов Siemens в России в прошлом году превысил 2,1 млрд евро, а выручка составила более 1,6 млрд евро. В том же году Siemens подготовила трехлетнюю программу инвестиций в Россию стоимостью 1 млрд евро. О том, как она реализуется, президент и исполнительный директор концерна рассказал в интервью «Ведомостям».

– Siemens пришла в Россию первой с точки зрения поставок железнодорожной техники. Можете сказать, что это стало вашим преимуществом на российском рынке?

– Россия для Siemens – стратегический рынок. Мы как ни одна другая компания обращаем большое внимание на модернизацию инфраструктуры страны. Работая здесь уже 160 лет, мы очень хорошо понимаем наши возможности развития в России. Так что наши конкурентные преимущества – это продолжительная история присутствия в России, качество предлагаемых продуктов и решений и то доверие, которое оказывают нам наши заказчики.

– В 2011 г. Siemens анонсировала объем инвестиций в Россию около 1 млрд евро. Куда они пойдут?

– Да, в октябре 2011 г. мы анонсировали, что намерены вложить в свои проекты в России около 1 млрд евро до 2014 г. Сейчас мы находимся в активной стадии реализации этой инвестпрограммы. Основные области наших инвестиций – энергомашиностроение и железнодорожное машиностроение. Большинство инвестпроектов мы реализуем вместе с партнерами – «Силовыми машинами» и группой «Синара». С «Силовыми машинами» у нас СП по производству газовых турбин, с «Синарой» – по производству железнодорожной техники. Мы активно работаем по внедрению на российском рынке самых передовых разработок Siemens по всем направлениям деятельности компании: энергетика, индустрия, здравоохранение, инфраструктура городов. На текущий момент инвестировано около 400 млн евро и создано более 2000 рабочих мест.

– Основная часть общих инвестиций в какую сферу пойдет?

– Основная часть инвестиций будет направлена в область энергомашиностроения и в область железнодорожного машиностроения. Но это не только вопрос наших инвестиций, это более широкий вопрос – модернизации инфраструктуры России. В сфере железнодорожного машиностроения мы ориентируемся на программу модернизации РЖД. В области энергетики мы принимаем участие в модернизации российских энергомощностей (программа модернизации электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности). Наш воронежский кластер активно работает по производству оборудования для российских электросетей, мы развиваем направление интеллектуальных сетей, крупные проекты реализуются по линии департамента нефти и газа. У нас подписаны соглашения о стратегическом сотрудничестве с «Газпромом» и «Транснефтью».

О важности расширения индустриального партнерства России и Германии говорил и президент Путин на выставке в Ганновере. Siemens в этом смысле хороший пример. Нашему бизнесу в России уже 160 лет! Сейчас мы нацелены на глубокую локализацию наших технологий на территории России с созданием около 4000 рабочих мест в ближайшие несколько лет.

– Если продолжить разговор о соглашениях с «Газпромом» и «Транснефтью» – о каком оборудовании идет речь?

– С «Транснефтью» мы говорим о поставках приводов для насосных станций, оборудовании среднего и низкого напряжения, о системах автоматизации насосных станций и системах наблюдения для трубопроводной системы. С «Газпромом» у нас обширный спектр совместной работы, начиная от простых поставок нашего оборудования для газокомпрессорных станций. В дальнейшем мы планируем сотрудничать в области развития технологий сжижения газа. В Перми работает наше совместное предприятие по производству компрессоров для нужд «Газпрома» и других компаний газовой отрасли. Кроме того, мы ведем совместные исследовательские работы с «Газпромом».

– Сегмент производства и поставок бурового оборудования насколько интересен Siemens?

– Мы не производим буровое оборудование – мы поставляем электрические компоненты для него. Когда мы говорим о буровом оборудовании, то говорим о партнерстве с его производителями. На скважинах «Газпрома», например, установлены несколько тысяч контроллеров Siemens, которые используются в системах автоматизации и мониторинга добычи газа.

– У Siemens, как вы уже отметили, в России есть собственное производство трансформаторов, СП с «Силовыми машинами» по выпуску газовых турбин. Сколько вы уже инвестировали в организацию в стране энергомашиностроительного производства? Какая часть инвестиций из обозначенных вами 1 млрд евро придется на эту отрасль?

– Мы инвестировали в наш промышленный кластер по производству высоковольтной продукции в Воронеже около 80 млн евро. Около 60 млн евро совместно с нашим партнером ЗАО «Искра-авигаз» мы вкладываем в наше совместное предприятие ООО «Рустурбомаш» по производству компрессоров. Самый крупный наш проект – это производство и сервис газовых турбин большой мощности – наше СП с «Силовыми машинами». Общий объем инвестиций здесь составит около 275 млн евро. Значительная часть этих инвестиций придется на новый завод с оборудованием, необходимым для увеличения локального содержания в обновленной версии наших уже хорошо зарекомендовавших себя газовых турбин SGT5-2000E и SGT5-4000F. Другая часть инвестиций связана с передачей сопутствующего ноу-хау и обучением, включая расширение объема инжиниринговой деятельности в соответствии с конкретными потребностями клиентов и требованиями локального рынка.

В России мы идем по пути развития стратегических партнерств с локальными заказчиками. Яркий пример – наши проекты в железнодорожной сфере. Мы работаем в данном направлении с 2007 г. Высокоскоростной поезд «Сапсан» уже стал одним из символов модернизации «Российских железных дорог». Сейчас платформа Siemens используется для создания скоростных электричек, а недавно в Ганновере мы подписали меморандум по развитию локомотивостроения.

Большие возможности существуют в области электрификации и автоматизации железных дорог, а также по модернизации сортировочных горок.

С 2015 по 2020 г. мы намерены значительно увеличить процент локализации на наших производствах, хотя, конечно, это будет зависеть от потребностей российских заказчиков и наших возможностей. Но я уверен в том, что мы даже превзойдем наши ожидания, о которых заявили в 2011 г.

– Можете оценить объем портфеля заказов на энергомашиностроительную продукцию, которую вы производите в России? Как он будет меняться в будущем, по вашим прогнозам?

– Не могу раскрывать цифры, но я могу привести несколько примеров, подтверждающих, что мы являемся очень крупным игроком на данном рынке. Это и поставки газовых турбин большой мощности, электрогенераторов, оборудования для электростанций. В частности, наше подразделение «Нефть и газ» занимается поставками оборудования для газокомпрессорных станций «Южного потока» и речь идет об объемах около 3 млрд руб. (таков объем портфеля СП «Рустурбомаш»). В будущем планируем принять участие в проектах «Алтай» и «Сила Сибири». Завод Siemens в Воронеже уже изготовил 15 трансформаторов, и примерно такое же количество находится в работе. «Сименс трансформаторы» и «Сименс электропривод» также разрабатывают и изготавливают тяговые компоненты для техники, производимой для нужд РЖД. На данный момент уже есть заказ на поставку 720 дросселей для электровозов «Гранит». В перспективе мы видим производство тягового оборудования для высокоскоростных поездов и локомотивов, в том числе Velaro Rus («Сапсан») и Desiro Rus («Ласточка»).

Я уже упоминал наши возможности по сотрудничеству с сетевыми компаниями. Здесь речь идет о трансфере современных технологий и модернизации энергосетей (подстанций).

– В СП с «Силовыми машинами» у Siemens контрольный пакет. Вы планируете увеличить или продать свою долю или, может, привлечь еще одного партнера?

– У нас 65%, у нашего партнера – 35%, и мы очень довольны нашим сотрудничеством. Мы намерены организовать в России современное производство газовых турбин и их последующий сервис и, как я уже говорил раньше, совместно инвестировать 275 млн евро в этот проект. Организация нашего сотрудничества именно в таком виде будет способствовать решению тех задач, которые стоят перед нами на российском энергетическом рынке.

– Раньше у вас было 25% в «Силовых машинах», но в 2012 г. вы вышли из капитала этой компании. Тогда сумму сделки вы не озвучили. Можете назвать ее сейчас?

– К сожалению, мне нечего добавить.

– Планируете ли приобретать новые активы или строить новые предприятия, создавать альянсы в России в сфере энергомашиностроения?

– Мы всегда открыты для сотрудничества и изучаем различные возможности. Если мы видим в какой-то сфере возможность реализации определенного проекта, мы находим партнера, обсуждаем с ним этот проект и только потом об этом заявляем. У Siemens нет цели создать определенное количество партнерств, мы идем от проекта к проекту. Это во многом зависит от потребностей заказчиков и от наших возможностей. И речь идет не только об СП с долевым участием.

Если снова вернуться к проекту с группой «Синара» по локализации электричек и грузовых локомотивов, то здесь мы смогли создать цепочку локальных поставщиков, в будущем квалифицируем около 100 партнеров, что имеет большое значение для работы нашего совместного предприятия. То, как мы поддерживаем наших поставщиков, то, какую инженерную базу мы им поставляем, – все это ключевые аспекты в создании сети партнеров и поставщиков. И в данном контексте я не говорю про долевое партнерство. По концепции Siemens партнерство – гораздо более широкое понятие.

– Ваше СП с группой «Синара» производит железнодорожную технику. Говоря об этом СП, вы упомянули глубокую локализацию технологий. Можете пояснить, какие компоненты вы поставляете, производство каких пришлось локализовать?

– Возьмем производство «Ласточек». Здесь можно говорить о трех направлениях работы с поставщиками. Первое – это российские производители, которых мы привлекаем для поставки тех или иных компонентов. Например, ОКБ «Автоматика» будет привлечено для изготовления пульта машиниста, Выксунский метзавод – для поставки колес. Этот список можно продолжать. Второе направление – западные производители, которые локализуют свою продукцию – либо самостоятельно, либо в партнерстве. Например, KnorrBremse, которая создала СП с Федеральной грузовой компанией (структура РЖД) по выпуску тормозного оборудования. Третье направление – Siemens сама локализует производство некоторых компонентов. В Санкт-Петербурге мы открыли производство приводов («Сименс электропривод»), тяговые трансформаторы производятся в Воронеже («Сименс трансформаторы»). Так что в целом к 2017 г. мы рассчитываем довести уровень локализации до 80%.

– А сейчас сколько?

– Сейчас около 20%. Довести уровень локализации до 80% – большая промышленная программа. На предприятии «Сименс электропривод» помимо приводов будут выпускаться тяговые двигатели, преобразователи. Этот завод мало чем отличается от предприятий Siemens в Германии. Конечно, будем активно привлекать и российских партнеров к сотрудничеству.

– У Siemens и «Синары» два СП: одно производственное (на базе площадки «Синары» в Верхней Пышме), другое – трейдинговое. В трейдинговом СП контроль у Siemens: зачем понадобилось создавать два СП?

– Вначале действительно существовала идея организации работы через трейдинговую компанию, которая также является совместным предприятием с нашим партнером – группой «Синара». Но в процессе работы, в ходе консультаций и с заказчиком, и с нашим партнером было принято решение, что более эффективно работать напрямую с заказчиком. Такое взаимодействие дает возможность реагировать более оперативно на все требования и пожелания.

– Есть ли идея выпускать на площадке «Синары» еще какую-то железнодорожную технику?

– Мы очень ценим наши отношения с группой «Синара» и развиваем их. Сейчас в портфеле заказов нашего СП – 1200 вагонов Desiro Rus, мы выполняем заказ на производство 221 локомотива, подписаны соглашения на поставку до 2020 г. 675 двухсекционных грузовых локомотивов и 350 односекционных грузовых локомотивов. До конца года мы намерены определить модельные ряды этих продуктов. Нам необходимо успешно выполнить эти заказы. Одновременно мы, конечно, думаем о дальнейшем развитии, например, линейки локомотивов и о поставке локомотивов в другие страны.

– Какую площадку рассматриваете для локализации подвижного состава для метро?

– (Пауза.) Вы хотите пожелать мне удачи в тендере Московского метрополитена?! По поводу площадки, где будет налажено производство подвижного состава, пока решения нет.

Siemens в России

В 1853 г. Siemens (на тот момент компании было всего шесть лет) получила контракт на поставку и обслуживание 75 телеграфов, а также на строительство и техническое обслуживание телеграфных линий между Санкт-Петербургом и Москвой. В 1883 г. Siemens запустила в России производство динамо-машин и электродвигателей (сейчас – «Электросила»). В 1887 г. принадлежащее немецкому концерну акционерное общество электрического освещения «Сименс и Гальске» получило право на прокладку кабеля и строительство электростанций по всей России. В 1883 г. Siemens построила в Санкт-Петербурге завод по производству оборудования для электростанций (сейчас «Севкабель»). В 1916 г. все предприятия компании Siemens в России были национализированы. В годы мирового экономического кризиса (1929–1932 гг.) СССР стал крупнейшим клиентом Siemens. Концерн поставлял в Советский Союз оборудование для электростанций. На оборудовании Siemens заработала крупнейшая на тот момент в СССР станция – «Днепрогэс». В 1961 г. Siemens заключила свой первый в России контракт на поставку железнодорожной техники. Компания поставила СССР 20 электровозов. В начале 2000-х немецкий концерн подписал с РЖД контракт на поставку восьми высокоскоростных электропоездов Velaro Rus («Сапсан»). В 2009 г. Siemens создает с компанией «Синара» совместное предприятие по производству электричек Desiro («Ласточка»), которое поставит РЖД 1200 вагонов электропоездов (инвестиции – 200 млн евро). В начале 2006 г. Siemens частично вернула один из своих активов в России: концерн стал совладельцем «Силовых машин» (в состав которых входит петербургский завод «Электросила»). Он приобрел у компании «Интеррос» 20,62% акций «Силовых машин» за $93 млн, затем увеличил свой пакет до блокирующего. Но в 2011 г. Siemens вынуждена была продать актив структуре Алексея Мордашова. Сегодня у Siemens AG в России три актива в сфере электроэнергетики.

«К 2017 г. мы рассчитываем довести уровень локализации [производства железнодорожной техники] до 80%. Сейчас – около 20%»