Налоги лишатся рая

Эпоха налоговой оптимизации завершена, грозит ОЭСР: ею подготовлен план глобальной атаки на налоговый арбитраж
генсек ОЭСР Анхель Гурриа/ Junko Kimura/ Bloomberg

Кипрские компании участвуют в капитале НЛМК, «Северстали», «Мечела», Evraz. Головная компания «О'кей» зарегистрирована в Люксембурге, X5 Retail Group – в Нидерландах. 25% «Норникеля» принадлежит нидерландской Aktivium Holding B.V. Кипрская «дочка» государственного «Совкомфлота» получает доходы от эксплуатации флота (суда преимущественно зарегистрированы под флагом Либерии), следует из данных на сайте компании. «Совкомфлот» в 2012 г. заплатил $9,5 млн налога на прибыль в России и $2,1 млн – в других юрисдикциях, следует из отчетности по МСФО. «Роснефть» владеет «ТНК-ВР холдингом» через сеть офшоров; прибыль за 2012 г. холдинг решил не распределять в виде дивидендов, а «Роснефть» планирует занять у него около $10 млрд.

План ОЭСР. Сентябрь 2014

Ужесточить законодательство о контролируемых зарубежных компаниях; выявить вредные налоговые практики; разработать методологию создания базы данных по прибыли компаний

Сентябрь 2015

Разработать рекомендации по раскрытию корпорациями схем агрессивного налогового планирования; ограничить размывание налоговой базы

Золотой век правила «мы нигде не платим налоги» окончен, объявил генсек ОЭСР Анхель Гурриа, представляя министрам финансов «двадцатки» план борьбы с налоговым арбитражем. С 1920-х гг. страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения, но никто не ждал, что они не будут платить вообще, негодовал Гурриа.

$21 трлн в офшорах

Сейчас, по выражению экспертов ОЭСР, в мире царит налоговый хаос: прибыль компаний будто исчезает. $21 трлн осел в низконалоговых гаванях, оценивали год назад эксперты Tax Justice Network на основе статистики Банка международных расчетов и МВФ. Особенно активно используют льготные юрисдикции нефтеэкспортеры, Россия среди лидеров – $798 млрд за 1990–2010 гг.

По данным комитета по расследованиям сената США, у американских транснациональных корпораций более $1,7 трлн нераспределенной зарубежной прибыли; не менее 60% денег они держат в других странах. WSJ сообщала, что в 2012 г. средства 60 крупных компаний на счетах за пределами США выросли на $166 млрд до $1,3 трлн. Более 40% их совокупной годовой прибыли выведено из-под налогообложения в США.

Если политикам не нравится налоговый режим, который они же сами и пропихнули в виде закона, в их власти изменить этот закон, говорит директор по инвестициям британской PFP Wealth Management Тим Прайс. Этому совету правительства уже следуют. Поход на офшоры лидеры «двадцатки» начали в 2009 г. В модельной конвенции ОЭСР по налогам были ужесточены положения о раскрытии информации, появилось более 600 соглашений об обмене данными. Россия пересмотрела соглашения с Кипром, Швейцарией и Люксембургом. Даже офшоры стали раскрываться, отмечает партнер Paragon Adviсe Group Александр Захаров: соглашения об автоматическом обмене подписывают Британские Виргинские острова, Сингапур, оказывается давление на Белиз.

Новая инициатива ОЭСР может стать самой масштабной в истории реформой глобального налогообложения, считает партнер компании PwC Ричард Коллиер.

15 шагов из офшора

ОЭСР рекомендует «двадцатке» принять план из 15 шагов (часть мер см. во врезе). Он будет готов за 18–24 месяца, знает чиновник Минфина.

Главная задача – сбор сведений о бизнесе. Странам рекомендовано перейти от обмена информацией по запросу к автоматическому. Это похоже на американский Foreign Account Tax Compliance Act (вступает в силу в середине 2014 г.), объяснял чиновник Минфина: США требуют данных о счетах американских налогоплательщиков за границей. ОЭСР рассчитывает, что компаниям придется раскрывать все схемы налогового планирования, вплоть до разбивки прибыли и уплаченных налогов по странам.

ОЭСР предлагает странам разработать или ужесточить правила налогообложения иностранных контролируемых компаний. То же рекомендовано и для трансфертных цен. Еще одна мера – привести в единый формат соглашения об избежании двойного налогообложения (в мире действует около 4000 таких договоров).

Удар будет нанесен и по схемам, позволяющим перекачивать деньги в низконалоговые юрисдикции, маскируя их под роялти. Перевод нематериальных активов высокой стоимости в офшоры будет блокирован, обещает ОЭСР. Отличный план, считает министр финансов Антон Силуанов: вопрос – как его реализовать.

Льготный транзит

В мире несколько основных схем налоговой минимизации, описывает в статье для «Ведомостей» партнер PwC Михаил Филинов. Одна из них – включение в холдинги компаний из стран, с которыми действуют наиболее выгодные соглашения об избежании двойного налогообложения. Через них деньги перекачиваются из России в офшоры и обратно с минимальными налоговыми издержками. Это подтверждает статистика: крупнейшие российские нетто-кредиторы в 2012 г. – Люксембург ($11 млрд), Нидерланды ($10,2 млрд), Ирландия ($9,8 млрд), они потеснили Кипр ($3,3 млрд), прямые инвестиции из которого в 2011 г. составляли $12,9 млрд (см. графику).

Типичная схема выглядит так, рассказывает партнер Ronlaw Partners Павел Романенко: офшорная компания дает, например, кипрской «прослойке» кредит под 10%, а та передает деньги в Россию под 10,3%; в России процентные платежи освобождены от налога по соглашению, а на Кипре он взимается лишь с разницы в 0,3%.

Конец схемам

План ОЭСР позволит бороться с транзитными схемами, ожидает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: страна должна взыскивать налог, если конечный получатель не является ее резидентом, а вся прибыль уходит в офшор. Сейчас такое условие есть лишь в некоторых налоговых соглашениях, знает Щекин, в многостороннем соглашении оно может стать стандартным.

Обмен информацией позволит раскрывать сложные цепочки холдингов, выстроенные через несколько стран, считает Захаров. А раскрытие данных о прибыли, полученной в каждой из стран, ударит по схемам экспорта сырьевых компаний, считает юрист нефтегазового холдинга: часть их прибыли оседает в трейдинговых структурах в низконалоговых странах, например в Швейцарии. Активный обмен информацией поможет налоговикам доказывать, что иностранные компании на самом деле принадлежат российским лицам, и тогда льготы из соглашений не будут применяться, отмечает партнер PwC Наталья Кузнецова. Под угрозой окажутся и схемы финансирования, например, будет проще применять правило «тонкой капитализации». «Эту схему любят и госкомпании, она легальна и ограничена правилами «тонкой капитализации» – в целом его не нарушают», – уверяет юрист крупной госкомпании.

Не всегда офшор – попытка уйти от налогов, настаивает Романенко. Активы на Кипре используются в первую очередь для того, чтобы в случае судебного спора можно было применить британское право, говорит сотрудник металлургической компании: «Кроме того, через кипрскую компанию проще разбивать пакеты компании и закладывать их по репо». Схемы налогового планирования сохранятся, но станут более сложными.