В бумагу можно будет превратить что угодно

Минфин разрешит банкам выпускать облигации, обеспеченные любыми однородными активами – даже беззалоговыми потребительскими кредитами
Закон о секьюритизации добавит недостающих деталей российскому финансовому рынку./ М.Стулов/ Ведомости

Минфин подготовил ко второму чтению закон о секьюритизации (есть у «Ведомостей») – он позволит банкам выпускать облигации, обеспеченные любыми однородными активами. Первое чтение состоялось в 2009 г., затем закон увяз в согласованиях. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, законопроект будет внесен в осеннюю сессию.

Секьюритизация кредитов поможет банкам нарастить и удлинить кредитование и снизить ставки, полагает зампред правления МСП-банка Кирилл Семенов. На кредитный рынок придет больше денег, это может привести к снижению ставок, согласен Степаненко, но предупреждает, что рынку на это может потребоваться несколько лет.

Сейчас банки могут выпускать облигации, обеспеченные ипотечными кредитами, это делают ипотечные агенты банков (например, «Ипотечный агент Номос») и АИЖК. После принятия законопроекта финансовое покрытие облигаций можно будет формировать из денежных средств в рублях и иностранной валюте, денежных требований, прав требования на залоги и другие обеспечительные меры, ценных бумаг.

Секьюритизированы могут быть любые однородные активы, например стандартизированные кредиты малому и среднему бизнесу, продолжает Моисеев, в этом сегменте инструмент будет наиболее востребован.

Цель закона – дать банкам возможность привлекать финансирование под активы, резюмирует гендиректор депозитарной компании «Регион» Анна Зайцева, пулы потребительских кредитов, автокредитов, портфели кредитных карт.

Человек, близкий к ЦБ, говорит, что в ЦБ пока изучают проект.

Минфин в том же проекте предлагает создать специализированную форму финансовых обществ, которые займутся эмиссией ценных бумаг, обеспеченных активами, и привлечением средств от инвесторов, сказал Моисеев, это аналог иностранных SPV (специальные компании, в пользу которых банки списывают активы с баланса, объясняет Зайцева, затем эти компании выступают эмитентами бумаг), их появление будет способствовать деофшоризации российской экономики. Проведена тщательная работа по выяснению причин нахождения многих трастов в офшорах, рассказывает замминистра, одной из этих причин оказались SPV.

С налоговой точки зрения важно, что специализированное финансовое общество будет освобождено от обложения доходов, полученных в связи с осуществлением уставной деятельности, говорит партнер PwC Екатерина Лазорина, как у ипотечных агентов.

Иностранные SPV используют не только из-за налогов, замечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, инвесторы, если возникают проблемы, предпочтут судиться в приемлемой юрисдикции по удобному праву: в России без суда, например, взыскать залог трудно, в английском праве – проще.

Примеров секьюритизации российских неипотечных активов через SPV немного, сейчас в ходу одна сделка: банк «Пойдем!» (входит в группу «Лайф») через голландскую Life Consumer Finance B.V. эмитирует рублевые облигации с покрытием потребительскими кредитами на 3,2 млрд руб., следует из данных на сайте Cbonds.

С 2013 г. нерезидентам разрешено выпускать бумаги, номинированные в рублях, облигации «Пойдем!» должны были торговаться на Московской бирже. Сделка пока не завершена, не было большого спроса и не устроила доходность, говорит предправления «Пойдем!» Наталья Столповских, банк рассчитывает разместить облигации осенью. С 2008 г. секьюритизации портфелей потребительских кредитов не было, знает Столповских.

Зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко вспоминает, что Райффайзенбанк проводил секьюритизацию портфеля автокредитов в 2007 г. – через SPV Roof Russia S.A. на $400 млн. Это было одно из крупнейших размещений российских ценных бумаг, обеспеченных активами.

Инициатива Минфина – очередной шаг в построении рынка вторичных ценных бумаг в России, полагает Степаненко: открываются лучшие возможности для инвесторов, они смогут заработать, например, на розничном кредитовании, не занимаясь банковским делом, а приобретая бумаги.

Ипотечные агенты – российские структуры с офшорными акционерами, говорит Зайцева, банки сейчас успешно работают с ними. Вопрос, будут ли инвесторы вкладываться в облигации, обеспеченные разными активами, замечает она: «Облигации с покрытием – слишком сложный инструмент для инвесторов, корпоративные облигации кажутся рынку проще».