Железо в крови

Московский концерт матерых британских металлистов Iron Maiden собрал их верную аудиторию, которая как будто не меняется с годами: носит все те же майки с монстром Эдди и строит козу
Фирменные позы музыкантов Iron Maiden так же неизменны, как гитарные запилы./ И. Руссак/ РИА Новости

В конце 80-х у большинства советских подростков логотипом Iron Maiden, наряду с лого других знаменитых хэви-метал групп, были исписаны все последние страницы школьных тетрадей, портфели, форма, а также многие предметы школьного инвентаря. Наличие в коллекции винила группы могло поднять популярность в районе или у одноклассников до небывалых высот. Даже симпатичные одноклассницы, слушающие попсу, готовы были оценить знание биографий членов группы, времени выхода альбомов и наличие нашивок с фирменным монстром Iron Maiden Эдди. Мужская половина класса обычно делилась на металлистов и депешистов, фанатов играющей совершенно противоположную по духу и звучанию музыку, но не менее народной группы Depeche Mode. Спустя 25 лет обе группы исправно, чуть ли не ежегодно, приезжают с гастролями в Россию и без особой рекламы собирают стадионы старых верных фанатов и неожиданную молодежь, словно на машине времени перенесенную из советского прошлого.

Концерт Iron Maiden – это проверенный, отлично смазанный аттракцион, что-то среднее между каруселью и комнатой страха. Идущий на концерт зритель может быть уверен, что он услышит набор главных хитов из разных альбомов (список песен на каждом концерте в течение одного тура один и тот же). Увидит несколько выходов на сцену монстра Эдди в разных инкарнациях в зависимости от темы песни, а также фирменное кручение гитары на ремне вдоль тела, размахивание руками, танцы с гитарами и выстраивание гитаристов в ряд во время соло, исполняемых в унисон. В этот же список входит использование гитарных «комбиков» как подставок для ног – для принятия героических рок-поз и удобства исполнения тех же соло. Больше всего действо похоже на средневековый уличный театр с поправкой на пиротехнику и машинерию XXI в. Музыканты технично исполняют песни про войну и черта и одновременно пугают публику бродящей по сцене ростовой куклой Эдди с окровавленной саблей в руке. Или – на знаменитом треке The Number of the Beast – выпускают на сцену надувного сатану (надувает его специальный техник – с верхнего балкона это было идеально видно). Да и музыка Iron Maiden очевидно уходит корнями в народную кельтскую музыку и, несмотря на перегруженные гитары и соло, очень близка к английскому фолку.

Публика, в свою очередь, тоже приходит простая, безусловно принимающая весь этот народный театр за чистую монету. В отличие от чистой мидлклассовой публики того же Depeche Mode, зрителей на концерте Iron Maiden в основном представляла похожая на сисадминов хайратая молодежь в фирменных майках с разными обликами того же монстра Эдди или сорокалетние полуседые и облысевшие фанаты, верные группе с самых 1980-х. Никакими хипстерами и нарядными девушками, посещающими модные городские фестивали, даже не пахло.

Толпа в партере ритмично раскачивалась единой массой, тысячи рук с козами вскидывались вверх в финале каждой песни, а тысяча глоток истошно вопила на призыв фронтмена Iron Maiden Брюса Дикинсона: «Скрим, блади Москоу» – «Визжи, долбаная Москва», фраза, которая, без преувеличения, была на разные тона повторена в течение концерта раз двадцать. После номера Trooper, во время которого Дикинсон традиционно облачается в красную с белой портупеей форму британского солдата Первой мировой и размахивает огромным «Юнион Джеком» на палке, группа исполнила психоделический трек Seventh Son of the Seventh Son и закончила основную часть концерта именным треком с первого альбома 1980 г. Iron Maiden авторства создателя и бессменного лидера группы басиста Стива Харриса. На закуску были еще три песни – ожидаемая всей публикой Aces High про летчиков Второй мировой, предваряемая, как и на альбоме, спичем Черчилля, The Evil That Men Do и Running Free, во время которой Дикинсон представил всех своих одногруппников. На этой мажорной ноте гитаристы и вокалист удалились, а сидевший весь концерт в нише под декорациями барабанщик Нико Макбрэйн еще минут пять разбрасывал палочки и мембраны дерущимся за них фанатам.

Гастрольному оператору SAV Entertainment, из года в год привозящему в Москву Depeche Mode и Iron Maiden, явно не грозит банкротство. Что бы ни случилось в стране, на концертах этих двух групп всегда будет аншлаг.