От редакции: Возвращение политики

М.Стулов/ Ведомости

В четверг, когда Алексей Навальный и Петр Офицеров были взяты под стражу в зале суда, наблюдатели поспешили объявить «конец публичной политики». Но на следующий день произошло неожиданное освобождение арестованных. Недоумение со знаком минус сменилось недоумением со знаком плюс. Объяснений происшедшего множество: народные политологи, не умолкая, выдают одну противоречивую версию за другой. Но многие согласны в одном: политика как минимум на полтора месяца вернулась.

Выборы не только в Москве. Вступление в игру Навального может сильно обострить ситуацию в Екатеринбурге и Ярославской области. Там на выборы идут яркие кандидаты от «Гражданской платформы» Михаила Прохорова, в обоих случаях находящиеся под прицелом правоохранительных органов. В день освобождения Навального о своем участии в выборах мэра Екатеринбурга объявил Евгений Ройзман. Самому Ройзману арест пока не грозит (правоохранительные органы неоднократно открывали дела в связи с действием его фонда «Город без наркотиков»), но под следствием его соратница Аксана Панова. Другой кандидат от «Гражданской платформы» - находящийся под следствием Евгений Урлашов, в пятницу временно отстраненный от должности мэра Ярославля. То, что еще несколько дней назад казалось патовой ситуацией, сегодня выглядит пространством для маневра.

Политолог Алексей Макаркин говорит о «возвращении политики». Ситуация, когда политика выглядит зачищенным полем, на котором возможны только аппаратные маневры, изменилась, какие бы скрытые причины это ни вызвали. Теперь речь может идти о динамических процессах, в которых роль ярких фигур вроде Ройзмана и Урлашова переоценить невозможно. Об этом же говорит и политолог Александр Кынев, замечая, что соцопросы не учитывают динамику, которая может появиться с включением Навального в предвыборную гонку. Воодушевление политологов объяснимо.

Их легко понять: жить в мире, действующем по рациональным законам, полезнее для рассудка, чем существовать во мраке неизвестности.

Мы не знаем и вряд ли узнаем наверняка, с чем именно связаны прозвучавшие вчера сообщения о планах депутатов Госдумы включить в число экономических статей, попадающих под амнистию, статью 160 УК РФ (растрата), по которой приговорен Навальный. Со стороны кажется, будто система оказалась в позиции догоняющего.

Это может быть и совсем не так. Просчитана история с арестом и освобождением Навального или стала результатом нескоординированных действий - ситуация с выборами уже раскачалась. Не исключено, что мы не знаем главного бенефициара происходящего. Может быть, это Собянин, а может быть, и кто-то еще. Так или иначе, а уличная агитация, активизация протестного электората и независимых наблюдателей - все это признаки той самой динамики, которая способна изменить расклад сил независимо от того, считают ли политменеджеры Кремля эту ситуацию полностью запрограммированной.

По большому счету дальнейшее развитие событий сейчас неизвестно никому. И эта неизвестность и есть поле для политики.