Норматив вместо конфискации

Антимонопольная служба против того, чтобы отнимать у операторов частоты для LTE. Лучше установить жесткие нормативы их использования, считает руководитель службы Игорь Артемьев
Игорь Артемьев согласен с упреками в адрес операторов, но не считает правильным конфисковывать их частоты/ М. Стулов/ Ведомости

Реквизиции частот для мобильной связи четвертого поколения (4G LTE) не будет, заявил вчера руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, отвечая на вопрос «Ведомостей» об отношении ведомства к идее изъять у операторов сотовой большой тройки и «Ростелекома» частоты, выигранные ими на конкурсе год назад. Такую идею предложил в начале июля 2013 г. администрации президента министр связи Николай Никифоров, объяснив, что операторы не используют частоты по назначению. Но изымать их бессмысленно, поскольку их некому отдать, считает Артемьев. Вместо этого он предложил изменить подход к лицензированию услуг связи: в лицензиях, которые станут выдаваться в будущем, нужно четко регламентировать объем инвестиций, сроки установки и точное количество базовых станций, которые должен построить победитель. На прошлогоднем конкурсе таких четких требований не было, добавил чиновник.

С последним утверждением операторы не согласны. В лицензиях на LTE достаточно конкретных требований: регулируются и минимальный уровень инвестиций (15 млрд руб. в год на протяжении семи лет), и количество регионов, в которых должна быть запущена услуга, описывается даже, какие социальные объекты должны быть к ней подключены, напоминают представители МТС, «Вымпелкома», «Мегафона» и «Ростелекома». Еще большую формализацию лицензионных требований пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова считает избыточной.

Артемьев говорит, что на днях общался с Никифоровым и тот его убедил, что операторы используют частоты LTE неэффективно: получив частоты, компания не должна ждать несколько лет со строительством полноценных сетей. Артемьев предлагает подписать трехсторонние или четырехсторонние соглашения между сотовыми компаниями и регуляторами (например, Минкомсвязи, Роскомнадзором и ФАС), обозначив в них параметры исполнения обязательств.

Частоты, о которых идет спор, Минкомсвязи предлагало отдать вновь созданной инфраструктурной компании, на 100% принадлежащей государству. Правда, позже Никифоров уточнил, что Минкомсвязи не планирует изымать частоты силой, а просто ищет самые эффективные способы решения проблемы «цифрового неравенства» - неравномерного развития технологий в разных частях страны.

Пресс-секретарь Минкомсвязи Екатерина Осадчая сообщила, что предложение руководителя ФАС кажется министерству интересным, воздержавшись от других комментариев. А замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов напомнил, что в лицензиях, которые разыгрывались в прежние годы, оговаривались и точное количество базовых станций, и сроки их установки, но это мало помогало. В первую очередь устанавливать нужно требования к качеству услуг - например, к скорости передачи данных, уверен чиновник.

Операторы торопятся как могут, в том числе проводят конверсию частот, занятых военными, говорят их представители. «Вымпелком», например, полностью высвободил диапазон 800 МГц в Москве, отмечает его представитель Анна Айбашева. А исполнительный директор Союза LTE (учрежден «большой четверкой») Гульнара Хасьянова говорит, что вопрос конверсии частот распадается на множество задач, которые можно объединить в восемь блоков - по типам радиоэлектронных средств и ведомственной принадлежности. В большинстве случаев уже «понятно, что нужно делать», и осенью операторы смогут планировать строительство сетей LTE, говорит она.