Про полет и улет

«Подъемная сила» - типичная летняя выставка. Спонтанно собранная, красивая и понятная. Четверо художников высказались на тему мечты и полета - темпераментно, умно и романтично
Инсталляция Алены Ивановой-Йохансон на выставке «Подъемная сила»/ С.Портер/ Ведомости

Куратор «Подъемной силы», открывшейся на «Винзаводе» как проект «Платформы», - художник Александр Пономарев. На вернисаже он признался, что долго над концепцией не думал, а просто собрал на выставке друзей - хороших художников. А потом читал поэму про эту самую силу, что «постоянно тянет ввысь» для обретения в полете «счастья, радости и свободы». Поскольку «Платформа» - проект театральный, то стихи Пономарева читали вместе с ним молодые актер и актриса, но без авторского куража. Да и как можно соревноваться с человеком, который рострой стоял на носу плывущего корабля.

Видеозапись акции «Баффинова фигура» - вклад Пономарева в «Подъемную силу». Шесть лет назад художник простоял на самом носу теплохода «Академик Иоффе», идущего в арктическом море Баффина. Возможно, это была не самая художественно эффектная акция Пономарева, работающего с морем и кораблями, но потрясающе отважная. Зрительские впечатления несколько портили ассоциации со слезоточивым «Титаником», но в кино - спецэффекты, а здесь реальное и неоспоримое для сухопутного человека проявление смелости, ради отрыва и порыва, ветра в лицо.

Татьяна Баданина также художник со своей темой, идеально подходящей к выставке. Все ее объекты называются «Крылья»: и офорты, и деревянные и металлические объекты с подсветкой. Самая эффектная, авиационно-голубая, напоминающая неизвестный летательный аппарат конструкция висит под высоким потолком Цеха Белого и задает романтический образ его пространству.

Эффект живописности, чувственность и декоративность обеспечивают здесь работы Алены Ивановой-Йохансон. Ее брутальная графика на больших листах организует пространство выставки и как бы «заземляет» его иронией рисунков (смотрящие в небо смешные персонажи) и чернотой туши. Иванова-Йохансон придумала маленький изящный каталог «Подъемной силы», где работы воспроизведены в формате авиаоткрыток.

Владимир Наседкин на фоне смелых и чувствительных романтиков выглядит сухим аналитиком, холодным эстетом. На больших холстах он воспроизводит красками скупой гаммы изображения с карт Google - аэропортов и аэродромов. Получается, во-первых, очень красивая абстракция, во-вторых, работы отсылают к рисованным картам, которыми много веков пользовались путешественники.

Художники «Подъемной силы», за исключением Ивановой-Йохансон, известные, заслуженные, награжденные, узнаваемые, - с собственным почерком. И темы у них самые что ни на есть традиционные для искусства - полет, мечта, небо, море. И оттого что в подписях к их работам среди материалов значатся не только холст и масло, но и поисковая система, светодиоды и теплоход, их связь с художественной традицией не прерывается. И чувства, побуждающие художников работать, тоже очень понятны.