«Рамблер» отстоял тайну переписки

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) незаконно требовала от «Рамблера» информацию о переписке пользователей, решил московский арбитражный суд. По аналогичному иску МТС суд вынес противоположное решение
«Рамблер» убедил суд, что заглядывать в чужую переписку нехорошо/ С.Портер/ Ведомости

Суд признал незаконным решение ФСФР о привлечении к ответственности компании «Рамблер интернет холдинг» (входит в «Афиша-Рамблер-Суп»), сообщило агентство РАПСИ и подтвердил «Ведомостям» представитель компании.

В апреле 2013 г. ФСФР оштрафовала «Рамблер» на 0,5 млн руб. за то, что компания отказалась предоставить службе информацию об интернет-переписке пользователей своего почтового сервиса. ФСФР расследовала дело о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании акциями компании «Проектные инвестиции». От «Рамблера» она хотела получить регистрационные данные подозреваемого человека, информацию об адресах, на которые перенаправлялись его письма, и о тех адресах, с которых он принимал почту сам. Сообщить адреса «Рамблер» отказался, поскольку счел это нарушением тайны переписки.

В суде юристы «Рамблера» также апеллировали к тому, что вскрытие почты нарушает 23-ю статью Конституции о тайне переписки, пишет корреспондент РАПСИ, присутствовавший на заседании. А представитель ФСФР ссылался на закон об инсайде и настаивал на том, что действия ведомства были законными и обоснованными.

ФСФР будет обжаловать решение суда, обещает ее представитель. «Рамблер» предоставил ФСФР информацию по четырем из пяти пунктов предписания, но адреса электронной почты не выдал, ссылаясь на отсутствие технической возможности, - именно по этому пункту и велось разбирательство в суде, объясняет он.

Предоставлять третьим лицам данные о переписке пользователей «Рамблер» может только по решению суда, напоминал ранее «Ведомостям» представитель компании. Все правоохранительные органы сначала добиваются судебного решения и только потом просят у интернет-компаний данные о переписке и интернет-соединениях их пользователей и непонятно, почему в случае с ФСФР процедура должна быть другая, рассуждал он.

Аналогичные запросы ФСФР направляла этой весной в «Вымпелком» и МТС. Она требовала у сотовых операторов данные о номерах абонентов, об их регистрации в сети, местоположении, а также распечатки совершенных ими звонков. «Вымпелком» не счел это требование чрезмерным: по словам его представителя Анны Айбашевой, оператор получил от ФСФР «единичные запросы» и предоставил информацию в полном объеме. Это было сделано в соответствии с законами «О связи», «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О персональных данных», объясняет Айбашева. А вот МТС отказалась предоставить ФСФР требуемый серийный IMEI-номер телефона, принадлежащего интересующему ФСФР человеку, и детализацию его звонков. В результате ФСФР оштрафовала ее на те же 0,5 млн руб., что и «Рамблер», а суд впоследствии признал этот штраф законным. МТС не согласна с таким решением и оспорит его, говорит ее пресс-секретарь Ирина Агаркова: данные, которые составляют тайну связи, оператор может предоставлять только по решению суда.

По закону «О связи» любые сведения об абонентах и содержание их разговоров являются конфиденциальными, говорит начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. Такие сведения могут передаваться только самому абоненту, а посторонним - исключительно по решению суда. Но недавно ФСФР получила широкие полномочия при расследовании дел об инсайде, теперь она может запрашивать и конфиденциальные данные - налицо противоречие между двумя законами, разрешить которое может только Высший арбитражный суд, разводит руками Копылов.