Это мы, зомби

Один из основателей группы Rimini Protokoll - Штефан Кэги специально для Авиньонского фестиваля придумал спектакль, в котором отсутствуют актеры

Чтобы разыграть «Авиньон в удаленном доступе» (Remote Avignon), зрителям придется устроить ряд флэш-мобов на пути от кладбища к центральной площади.

Торжественно-тихое кладбище Сен-Веран, видимо, самое медитативное место Авиньона, расположенное за пределами крепостных стен. Площадь Часов, наоборот, можно назвать самой суетной точкой города, где веселье не прекращается ни на миг. Штефан Кэги соединил два этих пункта непрямой линией и пустил по этому маршруту несколько странных людских потоков, курсирующих по городу на протяжении всего дня.

Можно ли назвать этих людей зрителями? Да, если согласиться с тем, что в этом спектакле участвует всего один актер по имени Авиньон. Можно ли назвать этих людей туристами? Да, если согласиться с тем, что в роли городских достопримечательностей может выступать ничем не достопримечательный подземный паркинг или супермаркет. Можно ли назвать этих людей актерами? Да, ведь они выполняют все указания режиссера, который снабдил их наушниками и заставил прислушиваться к безликим женским и мужским голосам.

«Меня зовут Рейчел, я не человек, я компьютерная программа. А вы люди, и вы скоро умрете», - услышим мы, оказавшись на стартовой черте, окруженные со всех сторон склепами и саркофагами. Повинуясь бесстрастному женскому голосу, каждый из нас подойдет к чужой могиле и попытается представить, кто же там, под землей. О чем думал, о чем мечтал, какие спектакли смотрел? Отождествившись с мертвецами, живые выйдут с кладбища и двинут по направлению к городу, храня приличествующее случаю выражение лица. Собственно говоря, именно в этот момент всем нам поставлена первая актерская задача: сыграть мертвеца, перевоплотиться в него. И если задача выполнена правильно, то кто же вышел с кладбища? Живой или мертвый?

Группа зомби из 50 человек попытается увидеть веселый фестивальный город совсем в другом, непривычном ракурсе. Каким ты увидишь Авиньон, если на протяжении двух часов будешь - согласно предлагаемым обстоятельствам - помнить о смерти? Люди в наушниках зайдут в супермаркет и внимательно понаблюдают за тем, как покупатели, удивленно косясь в нашу сторону, расплачиваются за покупки. С черного хода мы проникнем в пустующую университетскую аудиторию и попытаемся представить себя студентами. В наушники проникнут бодрые молодые голоса тех, кто учился здесь когда-то.

Кружа по городу, наша групка будет постепенно втягиваться в фестивальную толчею, не сливаясь с нею. Нас заставят подойти к какому-то уличному кафе и прикинуться, что вся эта полсотня людей в наушниках ожидает, пока освободится столик. Заодно понаблюдать за реакцией людей на наше появление. Кто-то будет озираться в нашу сторону, а кто-то сделает вид, что ничего не происходит. Все эти жующие люди в этот момент вдруг, сами того не подозревая, превратятся для нас в актеров, сидящих посреди площади. Или, может быть, это мы актеры с их точки зрения?

Ставя элегический спектакль о бренности всего сущего, Штефан Кэги одновременно ухватил какую-то другую, очень важную тему. Страсть современного человека к туризму и прочим зрительским удовольствиям начала формироваться лишь в середине XIX века, приобретя массовый характер к концу двадцатого. Заходя в зрительный зал и наблюдая за чужой жизнью, ты, по сути, хочешь уподобиться бессмертным богам, которые с небес смотрят на земное бытие. Путешествуя по миру как турист и оставаясь не вовлеченным в чужую жизнь свидетелем, жаждешь обрести все ту же иллюзию бессмертия. В спектакле «Авиньон в удаленном доступе» Штефан Кэги напоминает: нет, друзья, вам не усидеть в зрителях. И делает всех нас участниками большого спектакля. Заставляет устроить что-то вроде «мострации» с непонятными лозунгами на улицах города, вовлекает в массовый забег и, наконец, доводит до площади Часов, где все мы пускаемся в пляс, к удовольствию зевак, полагающих в этот момент, что в Авиньон приехала очередная бродячая труппа. И не случайно спектакль заканчивается на балконе оперного театра, с которого можно наблюдать за кишением фестивальной толпы, которая, в свою очередь, задрав головы, будет наблюдать за нами. Весь мир - театр. Включая кладбище.