Противники конкуренции

Ведомствам невыгодно развивать конкуренцию - это ослабит их влиятельность, выяснило правительство. Вице-премьер Аркадий Дворкович предложил ограничить полномочия антимонопольной службы

Вчера руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев представил на правительстве ежегодный доклад о состоянии конкуренции в России. Ее уровень за последний год снизился, констатировал он: «В частности, по интенсивности конкуренции на товарных рынках мы опустились на несколько мест в мировых рейтингах» (см. врез).

Проблема в большом госсекторе, административных барьерах и использовании административного ресурса, перечислил Артемьев. Но главный тормоз - в головах: конкуренция не стала ценностью, в моде образ крепкого хозяйственника, решающего проблемы в ручном режиме, признал Артемьев. «Крепкий хозяйственник - это всегда враг конкуренции или нет?» - задал уточняющий вопрос премьер Дмитрий Медведев. «Для латания дыр это прекрасный образ очень сильного человека. При этом хотелось бы, чтобы он видел дорогу, по которой он идет, и куда он идет», - ответил Артемьев.

В значительной степени министерства не заинтересованы в том, чтобы развивать конкуренцию, признал Медведев: «Очень часто в проведении конкурентных мер не заинтересованы сами руководители отрасли, компаний».

Иногда решения самой ФАС приводят к тяжелым последствиям для бизнеса, заметил вице-премьер Аркадий Дворкович. У службы есть полномочия принимать нормативно-правовые акты, менять регулирование без согласования с отраслевыми ведомствами и проведения оценки воздействия на бизнес. Такие документы должны приниматься только после согласования на правительственной комиссии по развитию конкуренции, уверен Дворкович. По его мнению, конкуренция - не универсальное лекарство от всех проблем, а в некоторых случаях, например в энергетике, вредит: «Я сомневаюсь, что нам нужен Третий энергопакет, как в Европе, который ФАС поддержала бы всей душой».

ФАС регистрирует все нормативные акты в Минюсте, рассказывает руководитель правового управления службы Сергей Пузыревский. Некоторые документы закон требует согласовывать и с отраслевыми ведомствами, что делается в обязательном порядке, отмечает Пузыревский: «Например, акты, которые касаются правил определения монопольно высокой цены на тот или иной товар». Что касается борьбы с нарушениями, то здесь у ФАС исключительные полномочия, продолжает он.

ФАС издает много регулирующих документов - например, приказы об анализе товарного рынка или о минимальном объеме нефтепродуктов, который должен продаваться на бирже, отмечает партнер White & Case Григорий Чернышов. Ведомство прислушивается к мнению юристов и бизнеса - например, при подготовке разъяснений, в каких случаях соглашения компаний не конкурировать между собой будут законными, рассказывает Чернышов. Ограничение полномочий ФАС и согласование ее решений с отраслевым регулятором может быть вредным, рассуждает юрист: «Получается, что контролер будет согласовывать свои решения с тем, кого он контролирует, а тот всегда будет заинтересован в смягчении требований».