От редакции: Русский Рим

М. Метцель/ ИТАР-ТАСС

Новая годовщина крещения Руси празднуется с небывалым и многозначительным размахом. В Киев, где сегодня начинаются торжества, приезжают представители всех поместных православных церквей, причем большая часть представлена на высшем уровне. Сегодня же из Москвы в украинскую столицу приезжает крест св. Андрея Первозванного, реликвия, привезенная из Греции и несколько дней остававшаяся в московском храме Христа Спасителя. В субботу к иерархам присоединится Владимир Путин, а 29-30 июля празднование завершится в Минске.

Внимание к Украине и Белоруссии со стороны руководства РПЦ заметнее всего, но этим его дипломатическая миссия не ограничивается. До своего избрания патриарх Кирилл возглавлял Отдел внешних церковных связей, «внешнеполитическое ведомство» РПЦ, и, по мнению многих комментаторов, остался в значительной степени дипломатом и всегда мыслил геополитически. В публичных выступлениях патриарха Кирилла с самого начала звучала риторика «русского мира», «Киева как русского Константинополя», «южной столицы русского православия» и «духовного единства трех братских народов». Но нынешние торжества, судя по всему, не станут триумфом объединительных идей.

Идея «православного Ватикана» витает в московском воздухе не одно десятилетие, но Москва к ее воплощению не приблизилась ни на шаг, и, похоже, амбициозные планы отложены на неопределенное время. В 2009 г. патриарх Кирилл инициировал возобновление всеправославных совещаний о подготовке Вселенского собора, но его риторика испугала ближневосточные церкви. Объединительные проекты не находят понимания и на Украине.

Представители РПЦ отрицают наличие геополитических амбиций.

«Попытки отыскать особые геополитические интересы церкви связаны либо с непониманием природы церковного служения, либо со стремлением использовать Церковь в своих интересах», - говорит председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.

Но интерес руководства РПЦ к укреплению международных связей очевиден. Первый иностранный визит патриарха Кирилла был в Стамбул, столицу первого по чести константинопольского патриархата. Самым значимым событием 2012 г. в патриархии называют исторический визит в Польшу, а 2013-го - в Китай. В поездках предстоятель РПЦ обязательно встречается не только с духовными, но и со светскими лидерами. В его речах постоянно присутствуют темы дружбы, братства народов, общности культуры, добрососедских отношений. Такое сотрудничество выгодно и церкви, и государству. Государство получает авторитетную силу, решающую внешнеполитические задачи своими средствами, а церковь приобретает политический вес, заставляя власть больше считаться с собой.

Участие церкви в политике многих раздражает, однако эта позиция вполне традиционна для России. В сущности, крещение Руси, осуществленное князем Владимиром 1025 лет назад, было вполне политическим шагом - ставкой на более сильный и близкий Константинополь вместо слабого и далекого Рима. Православие в России изначально играло роль «духовной скрепы». Но стоит помнить, что «русский мир» однажды уже не состоялся - и неспособность церкви оказаться независимой силой была не в последнюю очередь связана с ее политизированностью. Стоит помнить, что политические режимы преходящи. У церкви другие перспективы и горизонты.