Зафрендить Зеленый Куб

Материал Ростана Тавасиева - мягкие игрушки, занятые не игрушечными делами. На новой выставке художника они общаются в Facebook
С.Портер/ Ведомости

Среди выставок, разом открывшихся в Московском доме фотографии, «Все сложно» Ростана Тавасиева - самая простая, совсем детская. Герои ее - семь, по числу цветов спектра, ярких существ из мягких искусственных материалов. Маленький красный прилеплен к стене и выглядит жалко, будто он в нее влип, большой синий доволен - под ним обогреватель, зеленый куб может украсить интерьер вегетарианского ресторана. В общем, все симпатичные.

Детям выставка Тавасиева нравится и служит им утешением во время родительского просмотра всех остальных выставок музея, очень серьезных. Даже о видеоиграх - и та дидактическая, с анализом и выводами, а тавасиевская только называется «Все сложно». Хитрость ее, что у всех этих пуфиков есть имена, под которыми они зарегистрированы в Facebook. У меня с ними, между прочим, двадцать общих друзей из мира искусства.

Там Пурпурный, Желтый Божественный Ветерок, фиолетовый Хидден Хиккимори и их друзья ведут переписку, обсуждая насущное. Например, что не их люди пришли смотреть и «знал ли Ростан, на что он шел, согласившись разместить нас в пыльном углу». Или вообще об искусстве: «Люди бывают добрыми и злыми. Я раньше думала, что произведения искусства делятся по такому же принципу. Бриллиантовый череп по внешности - злюка, а «Подсолнухи» - сама благодать! Но тут я ошиблась! Бриллиантовый череп сделал Дэмиена Херста миллионером, а «Подсолнухи» принесли Ван Гогу одни страдания». Семь персонажей, хотя и имеют каждый свой характер, все же говорят словами одного человека и о нем самом.

Но дело тут, конечно, как и вообще в соцсетях, не в том, чтобы написать что-то умное и уж тем более прочитать, а в самом общении. Благодаря изобретению Марка Цукерберга оно перестало быть роскошью и доступно буквально всем, кто умеет стучать по клавишам. Вот и я, написав эти слова, наверняка стану объектом обсуждения семи персонажей. Не то чтобы мне это очень было надо, но приятно быть замеченной.