Партизаны Навального

Агитация за Алексея Навального вышла на новый агрессивный уровень: помимо традиционных встреч с избирателями и раздачи листовок за кандидата будут агитировать партизанскими методами - проекциями на стенах домов и баннерами на балконах
Баннеры призваны увеличить эффект присутствия Навального на московских выборах/ Е. Фельдман/ НОВАЯ ГАЗЕТА

Масштаб кампании. 3000

волонтеров уже приняли участие в агиткампании Навального, они провели больше 300 пикетов с агитационными кубами, общий объем распространенной агитпродукции - 1,5 млн экземпляров

Серия из 150 запланированных встреч - по числу районов в Москве - с избирателями началась в минувшую пятницу. Как рассказал руководитель штаба Навального Леонид Волков, первые три встречи прошли в тестовом режиме, но оказались, по оценке Волкова, вполне успешными: на каждую пришло больше 100 человек, а в будущем, рассчитывает Волков, число участников увеличится до 300-500. Помимо традиционной «стоячей» встречи штаб опробовал также формат с привезенными для участников встречи складными стульями.

Накануне по почтовым ящикам ближайших к месту встречи домов были разбросаны листовки-приглашения, которые были продублированы афишами у подъездов, рассказал Волков. Как следует из опубликованных им фотографий с первых встреч, пообщаться с Навальным пришли в том числе и представители нетрадиционного для него электората: пенсионеры, мамы с детьми и горожане среднего возраста. Пока, по оценке штаба, наибольшей поддержкой Навальный пользуется у мужчин 25-35 лет с высоким заработком.

Как показали первые встречи, рассказал Волков, избирателей интересует и общеполитическая повестка, и проблемы районного масштаба. Среди заданных Навальному в пятницу вопросов - дело «Кировлеса», закупка томографов для поликлиник, реконструкция Варшавского шоссе, взаимоотношения с московскими чиновниками, команда Навального, отношение к объединению школ. Такие встречи до конца кампании штаб рассчитывает провести в каждом районе Москвы.

Помимо традиционных форматов агитации штаб Навального поддерживает и «партизанские» - размещение москвичами на балконах своих квартир баннеров с фамилией кандидата и главным слоганом кампании «Измени Россию. Начни с Москвы» и проецирование фамилии на стены домов.

Отсутствие на баннерах и проекциях информации об оплате их из средств избирательного фонда Навального нарушает правила агитации, заявил общественный совет «Честный выбор». Один из его сопредседателей - член Высшего совета «Единой России» политолог Дмитрий Орлов, но в наблюдениях совета по Москве он, по его словам, непосредственно не участвует. Как пояснил Орлов, совет уведомил МГИК о своей обеспокоенности письмом, но его не надо считать официальной жалобой, масштаб нарушения не настолько велик.

Баннеры оплачены из средств избирательного фонда, на них есть требуемые законом сведения, а проекции нельзя назвать ни публикацией, ни эфиром, возражает Волков.

Штаб уже столкнулся с противодействием: как минимум один баннер с балкона был демонтирован промышленным альпинистом, который сослался на распоряжение районной управы, а один агитационный куб - украден. По обоим эпизодам активисты штаба обратились в полицию, сообщил Волков. Несколько пикетчиков, распространявших листовки, заявили о попытках отобрать у них агитматериалы якобы для распространения через районные управы.

На первой же встрече Навального с избирателями появились провокаторы, они, как сообщил Волков, закидали кандидата помидорами, попав при этом в женщину с ребенком. Штабисты передали провокаторов полиции, откуда их вскоре отпустили.

Проекторы и баннеры - это неплохое решение, при кажущейся простоте оно увеличивает эффект присутствия Навального в кампании, отмечает политолог Михаил Виноградов. Провести встречи с избирателями в каждом районе Москвы за шесть недель до выборов будет физически сложно, их эффективность будет зависеть от того, насколько интересными они будут для избирателей, идеальный вариант - если заработает сарафанное радио, считает он. После приговора Навальному все остальные кандидаты в мэры, включая врио Сергея Собянина, взяли паузу для перенастройки своих кампаний: на фоне двух главных кандидатов остальные несколько потерялись, отмечает Виноградов.