Samsung замедляется

Samsung предупредила о возможном снижении темпов роста прибыли. Маркетинговые расходы растут, а покупатели все чаще выбирают более дешевые смартфоны

В III квартале 2013 г. продажи смартфонов Samsung будут расти, но медленнее, чем раньше, сообщил руководитель мобильного подразделения Samsung Ким Хенджун инвесторам во время телефонной конференции. Также компания предупредила, что средняя цена продажи смартфона снижается из-за роста в портфеле Samsung удельного веса моделей средней и низкой ценовой категории.

Чистая прибыль Samsung Electronics выросла во II квартале 2013 г. в 1,5 раза к уровню годичной давности до рекордных 7,77 трлн вон ($6,89 млрд). Но наибольший вклад в операционную прибыль Samsung вносит выпуск мобильных устройств: во II квартале - почти 66%. А рентабельность этого бизнеса снижается из-за высоких маркетинговых затрат: если в I квартале 2013 г. она составляла 19,8%, то во II квартале - 17,7%. В последние месяцы акции Samsung дешевели на опасениях инвесторов, что ее новый смартфон Galaxy S4 будет продаваться хуже ожиданий. С того момента, как он появился в магазинах, акции Samsung потеряли в цене 12%, а ее капитализация - $24 млрд. После выхода отчета компании за II квартал ее акции подешевели еще на 0,9%.

Samsung не раскрывает объем поставок смартфонов. По оценкам Strategy Analytics, за II квартал Samsung продала 76 млн смартфонов, что позволило ей сохранить лидирующую позицию на рынке - 33,1%. Оценка IDC скромнее - 30,4%, но это все равно уверенное первое место (см. график).

Основной конкурент Samsung - американская Apple отчиталась на прошлой неделе. Хотя поставки ее смартфонов iPhone в апреле - июне 2013 г. оказались выше ожиданий аналитиков, чистая прибыль компании снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22% до $6,9 млрд, а выручка выросла номинально - менее чем на 1% до $35,3 млрд. Результаты Apple отражают проблемы, с которыми сталкиваются большинство мировых производителей высокобюджетных смартфонов, объясняют аналитики, опрошенные газетой The Wall Street Journal: спрос на дорогие модели снижается под натиском наводнивших рынок более дешевых смартфонов под управлением Android из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. В результате Samsung, Nokia и HTC расширяют линейки смартфонов за счет более дешевых моделей, что в долгосрочной перспективе может снизить их рентабельность.

В России, как следует из отчета «Евросети» за первую половину 2013 г., ситуация противоположная. Средняя розничная цена смартфона в этот период уменьшилась по сравнению с уровнем годичной давности всего на 100 руб. до 10 400 руб. А доля дорогих телефонов (от 10 000 руб.) в общих продажах мобильников даже выросла - с 9% в первом полугодии 2012 г. до 16%. Президент «Евросети» Александр Малис связывает это с тем, что в России в отличие от большинства других стран рынок продажи телефонов формируют не операторы, а розничные сети. Субсидирование телефонов за счет операторов не развито, люди покупают их на свои деньги, поэтому, впервые меняя телефон на смартфон, они выбирают сравнительно дешевую модель, а уже впоследствии меняют ее на более дорогую, объясняет Малис.