От редакции: Морской вопрос


Государственная программа вооружений (ГПВ) корректируется по ходу исполнения. Не исключено, что она слишком амбициозна и ее действительно стоит пересмотреть. Президент Владимир Путин, как выяснилось во время совещания о перспективах развития Военно-морского флота, недоволен низкими темпами постройки новых атомных подводных лодок. Одновременно он готов отложить принятие на вооружение других кораблей, если своевременный ввод в строй потребует дополнительных средств из бюджета (подробнее см. статью «Экономия по-флотски», стр. 05). Совершенно разумное стремление к экономии бюджетных ресурсов дополняется здесь столь же разумным нежеланием направлять деньги из казны на долгострой - пусть и самого стратегического назначения.

Стремление получить и освоить бюджетные средства, вероятно, опережало научные, технические и производственные мощности предприятий отечественного ВПК. К авторам флотской ГПВ есть и стратегические вопросы. На закупку вооружений для флота выделено 5 трлн руб. по ГПВ-2020, т. е. примерно вдвое больше, чем для Сухопутных войск, что странно, учитывая современные приоритеты России. Чем они руководствовались?

Может быть, тем, что 110 лет назад, в 1904 г., полугодовое опоздание с вводом в строй и отправкой пяти новых броненосцев и четырех крейсеров обернулось их отсутствием на Дальнем Востоке - главном театре военных действий Русско-японской войны. Россия тогда потерпела поражение на море и на суше. Похожие, менее драматичные, истории происходили также накануне Первой мировой и Великой Отечественной. Но сегодняшняя Россия менее морская держава, чем Российская империя, да и приоритеты у нас иные, чем до революции.

Есть и традиционно бытовая сторона вопроса. Не исключено, что задержка с производством кораблей и возможное превышение сметы вызваны удорожанием комплектующих. Заводы подняли цены сразу после сообщений о гигантских объемах финансирования ГПВ. Да, русская история показывает, что опоздание со строительством новых кораблей опасно их отсутствием на главном театре военных действий. Но сейчас Россия, кажется, не намерена вести гонку морских вооружений с крупнейшими державами. Тем более не ясно, какими геополитическими и военными соображениями руководствовались авторы флотской части ГПВ и какие задачи они собирались решать.