Полеты за госсчет

М. Стулов/ Ведомости

Правительство решило выделить из бюджета 150 млн руб. на субсидирование региональных перевозок в Приволжском федеральном округе (ПФО) и продлить программу еще на месяц - до декабря 2013 г. Об этом на заседании правительства рассказал премьер Дмитрий Медведев (его слова передал «Интерфакс»). Программа субсидирования заработала в апреле, на ее реализацию в федеральном и региональных бюджетах было предусмотрено 300 млн руб.

Перелеты выполняются между 15 крупными городами (см. инфографику). Это 37 прямых рейсов и 20 трансферных маршрутов со стыковками в Самаре, Казани и Уфе. Стоимость часа полета не должна превышать 3255 руб. Например, льготный билет из Ижевска в Киров стоит 2650 руб., из Нижнего Новгорода в Пермь - до 5900 руб. Чиновники ждут, что благодаря программе субсидирования пассажиропоток между аэропортами ПФО в 2013 г. возрастет с 30 000 до 150 000-170 000 человек. В проекте участвуют авиакомпании «Татарстан», «Оренбуржье», «Ак барс аэро», «Ютэйр» и Dexter.

Принцип субсидирования перевозок в Поволжье отличался от поддержки авиаперевозок на других направлениях (на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Северо-Западном, Сибирском, Уральском округах). В Поволжье субсидия выплачивается на одного пассажира в размере 50% от тарифа (25% - из федерального бюджета и 25% - из регионального), а в других регионах - на рейс целиком, рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович (его слова передал «Интерфакс»). Теперь субсидии в ПФО также будут выделяться на рейс, рассказал чиновник. Он сообщил, что готовятся предложения о продлении программы и на 2014 г.

Источник в авиакомпании - участнице проекта в ПФО говорит, что субсидирование отдельного авиабилета приводило к тому, что нередко перевозчики летали себе в убыток. «При маленькой загрузке рейсы были убыточны - субсидии за 7-8 человек не покрывают стоимости выполнения всего рейса», - объясняет он. «Субсидия за рейс позволит приблизиться к окупаемости», - резюмирует он.

Программа уже повысила подвижность населения в Поволжье. Например, к концу июня по ней группа «Татарстан» перевезла более 35 000 пассажиров, сообщила пресс-служба авиакомпании. В апреле - мае «Ютэйр» перевез более 9000 пассажиров, что примерно в 2 раза больше прошлогодних показателей, рассказал представитель авиакомпании, подчеркнув, что она избирательно подходила к выбору маршрутной сети.

К субсидированию полетов в ПФО нужно подходить внимательно, считает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Есть социально значимые маршруты, например, в Кировской области: они вряд ли выйдут на окупаемость, но альтернативной связи здесь с населенными пунктами нет. Есть маршруты с неплохой экономикой (Самара - Казань, Пермь - Казань), которые тоже нуждаются в поддержке, перечисляет Пантелеев. По его мнению, из программы нужно исключить те маршруты, которые могут быть выполнены на альтернативных видах транспорта.