Дело о налоговом откате в бюджет

Получая субсидии от государства, компании должны поделиться - вернуть часть денег в виде налога, считают налоговики. Высший арбитражный суд с ними не согласился

Компании получают из бюджета субсидии на определенные цели - на возмещение расходов или компенсацию понесенных убытков (например, из-за установления низких тарифов). К доходам такие поступления не причисляют, вычитая их из налогооблагаемой базы. Но налоговая служба не согласна: компании таким образом незаконно занижают прибыль. В последнее время суды часто поддерживали налоговиков.

Так, налоговая доначислила 100,2 млн руб. налога «Приволж­с­кнефтепроводу», получившему субсидию от Самарской области. Компания пыталась оспорить это: проиграла дело в первой инстанции, выиграла в апелляции, а кассационный суд вновь принял сторону налоговиков. Дело дошло до президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), который решил, что проблема налогообложения субсидий носит уже системный характер.

Вчера ВАС поддержал налогоплательщиков: вычитать субсидии из налогооблагаемой базы можно. Это спасет от дополнительной налоговой нагрузки многие компании - но лишь те, которые получили субсидии до 2010 г., опасается руководитель отдела налоговой практики Sameta Александр Бастриков. Налоговики и компании ссылаются на одну и ту же норму в Налоговом кодексе, которую можно по-разному трактовать. Целевые поступления из бюджета освобождаются от налога, только если деньги получает некоммерческая организация, но в редакции кодекса, действовавшей до 2010 г., формулировка была размыта и льготу при желании можно распространить на всех, объясняет Бастриков. Сейчас же закон четко написан - исключения есть, но их перечень жестко ограничен.

Если читать буквально, налоговики правы, признает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, но духу закона это не соответствует: «Нельзя дискриминировать налогоплательщиков по их организационной форме».

Налог на субсидии - странная идея, солидарны опрошенные юристы. По сути, выделяя средства, бюджет частично изымает их обратно, удивляется Щекин, хотя субсидия специально выделена на покрытие расходов компании, экономической выгоды она не создает.

Налоговый орган применяет налоговые правоотношения в бюджетной сфере, это подмена понятий, уверен адвокат «Хренов и партнеры» Андрей Хрусталев, по крайней мере, налоговики должны были посчитать, возникла ли у общества в результате прибыль, т. е. превысил ли размер субсидии размер тех расходов, которые субсидии должны были покрыть.

Если принимать позицию налоговиков, получится абсурдная ситуация, предупреждает Бастриков: налог на прибыль идет как в региональный, так и в федеральный бюджет - т. е., выделяя субсидию, какой-нибудь регион через этот налог финансирует федеральный бюджет. В деле «Приволжскнефтепровода» (на тот момент ставка налога составляла 20%) 18% от выделенной субсидии могло вернуться обратно в региональный бюджет, а 2% - уйти в федеральный, приводит пример юрист. И наоборот: если деньги выделяет федеральный бюджет, 18% этих средств он через налог отчисляет в региональный, добавляет Щекин, - государство перекачивает средства из бюджета в бюджет.