Иномарки вытянут автопром

Производство автомобилей в России продолжит сокращаться, прогнозирует «АСМ-холдинг» и сами участники рынка. Повышенным спросом у потребителей будут пользоваться иномарки - их выпуск увеличится в отличие от отечественных автомобилей
Производство автомобилей в России поддержат иномарки/ А. Махонин/ Ведомости

Производство автомобилей в России в 2013 г. снизится, прогнозирует «АСМ-холдинг» (см. график). Причем отечественных автомобилей будет производиться меньше, а вот выпуск иномарок - легковых машин, грузовиков и автобусов, напротив, вырастет на 1,5, 0,2 и 8,9% соответственно. С марта сокращается рынок: в первом полугодии продажи упали на 9,7%, производство - на 3,5%, приводит данные «АСМ-холдинг».

Похожие прогнозы и у автопроизводителей. Например, «АвтоВАЗ» в этом году может снизить продажи и производство Lada примерно на 10%, сообщалось в июне. Правда, сокращение может оказаться меньше благодаря возобновлению с 1 июля программы льготного автокредитования. Поэтому PwC улучшила прогноз для российского рынка легковых машин: в 2013 г. падение составит 1,5-3% до 2,7 млн шт. вместо 6%. Группа ГАЗ планирует в 2013 г. сохранить долю рынка (47,5% в сегменте легких коммерческих автомобилей, LCV, данные «Автостата»), а производство будет зависеть от конъюнктуры, говорит представитель компании. «Камаз» планирует сохранить выпуск грузовиков на уровне 2012 г. - 45 500 машин и комплектов, рассказал его представитель. Может вырасти выпуск автобусов - за счет того, что государство поддерживает покупку муниципалитетами техники на газовом топливе, отметил он, но цифры не назвал. «Соллерс» рассчитывает произвести около 34 000 автомобилей SsangYong (+4%) и около 70 000 LCV и внедорожников «УАЗ» (-0,3%), сказал представитель компании.

Производители иномарок более оптимистичны. К примеру, «Автофрамос» (принадлежит Renault) в 2013 г. может увеличить производство примерно на 7% до 180 000 шт. в год, сообщал ранее его представитель. Завод Hyundai Motor Manufacturing Plant планирует сохранить производство на уровне 220 000 автомобилей Hyundai и Kia. Выпуск автомобилей концерна Volkswagen в России может увеличиться примерно на 10% и превысит 200 000 шт., сообщалось ранее.

Благодаря иномаркам общий выпуск машин в стране может даже вырасти, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Продолжается процесс импортозамещения при одновременном увеличении мощностей автозаводов, предусмотренном соглашениями о промсборке, поясняет он. Скажется и эффект низкой базы второго полугодия 2012 г., когда заводы скорректировали выпуск машин из-за замедления продаж, напоминает Беспалов. Производство будет следовать за рынком, предприятия научились не работать на склад, отмечает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Мы не будем производить автомобилей больше, чем сможем продать, подтверждает представитель «АвтоВАЗа».

Новые инструменты господдержки автопрома применять пока не планируется, сказал Рахманов. Меры краткосрочного стимулирования (схемы утилизации или льготные условия кредитования), обычно крадут значительный процент спроса у нескольких ближайших лет, поэтому предпочтительны механизмы, ориентированные на поддержание долгосрочной конкурентоспособности, предостерегает директор московского офиса BCG Стефан Мауэрер.

По мнению Беспалова, снижение производства не окажет негативного влияния на отечественных игроков, так как их долговая нагрузка невысока. Например, у «Камаза» и «Соллерса» соотношение чистого долга к EBITDA всего 1, отмечает он. Нагрузка у «АвтоВАЗа» и ГАЗа выше - 3,7 и 3,2 соответственно, но ситуация будет улучшаться по мере реализации новых проектов, роста продаж новых моделей, объясняет Беспалов. К тому же государство субсидирует большую часть процентной ставки по кредитам, а многомиллиардные займы, выданные «АвтоВАЗу» «Ростехом», беспроцентные, сроки их выплаты продлены до 2032 г., напоминает собеседник. Изменение объемов производства не повлияет на выполнение обязательств, подчеркивает представитель «АвтоВАЗа». Долговая нагрузка «Камаза» снижается, проблем с выплатами нет, замечает представитель компании. Даже если производство будет снижено, это не скажется на обслуживании кредитов, поскольку компания умеет гибко управлять производственными расходами, говорит представитель группы ГАЗ.