Максимальный ретвит: Битва пророчеств

В марте 1990 г. 25-летний Андрей Исаев, школьный учитель истории и анархист, а в отдаленном будущем видный единоросс, проиграл выборы в Моссовет. Он баллотировался в своем районе по списку оппозиционного блока «Демократическая Россия». Впрочем, его персональная неудача не изменила итога выборов: сторонники перемен неожиданно для всех получили 60% мест.

Первая серьезная победа оппозиции, да еще и в столице Союза, стала настоящим шоком для КПСС, потерявшей в том же месяце, марте 1990 г., статус руководящей и направляющей силы общества (отмена 6-й статьи Конституции). Ведь перед выборами наверняка готовились секретные отчеты о том, что они закончатся победой «проверенных товарищей». До путча оставалось 17 месяцев, до распада СССР - 21 месяц.

Эта история, конечно, примечательна в контексте нынешней московской кампании. В переходный период от несвободы к свободе в принципе невозможен качественный предварительный политологический анализ. Невозможны и достоверные социологические опросы: общественное мнение нельзя замерить хотя бы потому, что оно находится в процессе стремительного формирования.

В политической турбулентности сегодняшнего дня любой прогноз на самом деле хотя бы немного меняет предмет своего прогноза. «Каждое утро обыватели читают в газетах об изменениях собственного мнения», - писал об этом Жан Бодрийяр. Однако в условиях развитых демократий эта погрешность, конечно, меньше, чем у нас сейчас.

Никакая информация, касающаяся выборов мэра Москвы, не может сегодня считаться справочной; наоборот, она инструмент для достижения некой цели, осознанной или нет. Убежденность, например, в невозможности или, напротив, неизбежности второго тура не влияет на объективную социологию - ее сейчас просто нет. Она влияет в первую очередь на восприятие, а то, в свою очередь, формирует поведение. Работает это так: уверенность во втором туре может привести на избирательные участки больше протестно настроенных избирателей и тем самым создать ситуацию второго тура. В социологии это называется самоисполняющимся пророчеством (self-fulfilling prophecy).

Психологическая установка меняет поведение не только избирателей, но и самих кандидатов. Эффект Пигмалиона: если ты уверен в том, что кто-то победит, и он видит эту уверенность, он начинает вести себя как победитель и с большей вероятностью побеждает. Есть и обратный эффект - эффект Голема: тот, в кого не верят, перестает верить в себя сам.

Бесспорно, предстоящие 8 сентября московские выборы будут суммой характеров и обещаний, агитации и волонтеров, админресурса и наблюдателей, дебатов и интервью. Но помимо всего прочего это будет еще и битва пророчеств, которые исполнят себя сами. Каждая запись в социальных сетях, каждое видео в интернете, каждая колонка, каждый новый опрос будут не просто предсказывать то или иное будущее, но и приближать его. Помните об этом всякий раз, когда будете говорить о выборах, даже если вам кажется, что вас читает всего сотня друзей. Иногда этого бывает достаточно.