Ласло Андор: «Просто иметь хорошую профессию сейчас недостаточно», - Ласло Андор, комиссар по занятости в Европейской комиссии

Что усугубляет безработицу в Европе. Какие страны и почему меньше всего сталкиваются с этой проблемой. Как можно победить безработицу. Рассказывает европейский комиссар по занятости, социальным вопросам и политике социальной интеграции Ласло Андор
Ласло Андор, комиссар по занятости в Европейской комиссии/ JAVIER LIZON/ EPA/ИТАР-ТАСС

Две недели назад в Москве собрались министры труда и финансов G20. Они обсуждали роль государства в формировании стимулов и устранении барьеров для инвестирования в создание рабочих мест и обеспечение равных возможностей в сфере занятости для всех групп населения. Одним из участников встречи был комиссар ЕС по вопросам занятости Ласло Андор. Он рассказал «Ведомостям» об угрозе социального взрыва и нелегальной трудовой иммиграции в Европе, а также о принимаемых ЕС мерах для сокращения безработицы и обеспечения экономического роста.

2002

старший исследователь Института политических наук Венгрии и член городского комитета по европейской интеграции Будапешта от соцпартии

2004

член совета директоров исследовательской компании Kopint-Datorg Rt

2005

член совета директоров ЕБРР (представлял Венгрию, Чехию и др.)

2010

европейский комиссар по занятости, социальным вопросам и политике социальной интеграции

Задачи комиссара по занятости

В 2010 г. Европейская комиссия (ЕК) приняла стратегию развития «Европа 2020», цель которой - улучшение положения на рынке труда. Программа Youth on the move нацелена на улучшение образования и трудовой мобильности молодежи. Цель программы - обеспечение занятости 75% людей в возрасте от 20 до 64 лет. Программа стимулирует молодежь к получению грантов на обучение в других странах ЕС, а правительства стран - к облегчению условий найма для выпускников образовательных учреждений. Для этого на уровне ЕС происходит выработка общих подходов и стимулирование их принятия на национальном уровне. Также через специальный фонд микрофинансирования выделяются средства на стимулирование создания молодыми людьми собственных компаний. С 2008 г. действует другая программа ЕС - «Новые навыки для новой работы». Она нацелена на переобучение и приобретение новых навыков. Также в 2010 г. была запущена «Европейская платформа против бедности». Ее цель - выведение из бедности и социальной исключенности 20 млн европейцев. На ее осуществление ЕК предлагает отчислять до 20% Европейского социального фонда. Сейчас фонд осуществляет программы на период с 2007 по 2013 г. под лозунгом «Инвестиции в людей». На этот период объем средств фонда - около 75 млрд евро.

- В Москве впервые в формате G20 прошло совместное заседание министров труда и финансов. Зачем нужно проводить обсуждение именно в таком формате?

- Сводить эти две силы вместе очень важно. В прошлом на форумах уже проходили подобные встречи, например совместное мероприятие Международной организации труда и МВФ. Такие встречи стали следствием беспрецедентного экономического кризиса. После кризиса 2008 г., который действительно уникальный - он более глобальный, более сложный, - стало понятно, что финансовые системы связаны друг с другом, другими экономиками и континентами гораздо сильнее, чем раньше. И если где-то происходит кризис, его последствия ощущаются в других местах. Подобные кризисы имеют и социальные последствия, поэтому важно собираться вместе и искать выход.

- Какой вклад в поиск выхода вносит московская встреча?

- Она продолжает то, что было запущено ранее. Например, на предыдущей встрече мы фокусировались на безработице среди молодежи, потому что во многих странах и регионах, в том числе во многих странах Европы, мы сталкиваемся со специфической проблемой - безработицей среди молодежи. Молодые люди, которые должны начать строить свои карьеры сейчас, сталкиваются с проблемой спроса на рынке труда, несмотря на то что они являются представителями, наверное, самого подготовленного поколения. Количество тех, кто посещал университеты, очень высоко. Так что, в принципе, современная молодежь должна быть очень конкурентоспособной в нынешней системе, но проблема в том, что эта система не позволяет им быстро найти свою первую работу. Поэтому нам так важно обсудить опыт разных стран, опыт Европы. Некоторые вопросы обсуждались здесь впервые, например вопросы неравенства (неравных условий выхода на рынок труда для различных групп населения. - «Ведомости»), это была тема многих исследований в последнее время, но в этом формате мы впервые говорили о них и как их решать.

- Политики, в том числе европейские, все чаще и увереннее говорят о том, что кризис преодолен. Вы согласны с этим?

- В Европе мы ощущаем социальные последствия кризиса очень долгое время. Нам пришлось разработать большое количество инициатив, чтобы помочь тем, кто остался без работы. Мы начали реформы, чтобы сделать систему более сопротивляющейся и динамичной, но пока очень далеки от конца пути, потому что многие европейские страны до сих пор находятся в рецессии. И это до сих пор порождает безработицу.

- Ежемесячные данные по занятости среди молодежи, которые публикует Европейский союз, показывают, что уровень безработицы все еще очень высок. Когда он начнет снижаться?

- Две страны с самым высоким уровнем безработицы в Европе среди молодежи - это Испания и Греция. Однако этот высокий уровень обусловлен различными причинами. В Испании безработица была высокой и до кризиса, а сразу после того, как он начался в Европе, испанский экономический пузырь взорвался и модель развития, которая была основана на строительстве, туризме, продаже недвижимости, обрушилась. Это привело к большому количеству увольнений, которые непропорционально коснулись молодежи. До кризиса молодые испанцы довольно легко трудоустраивались в областях, где можно быстро заработать, но где нет защиты. Многие из них были уволены и потом не смогли найти работу, что можно объяснить отсутствием у них нужных качеств - например, предпринимательских, языковых.

В Греции безработица начала расти очень резко три года назад. Система жестких фискальных мер, которая стала ответом на долговой кризис и была обнародована после выборов 2009 г., привела к росту безработицы.

- И все же когда картина начнет меняться и за счет каких мер?

- Ответом являются краткосрочные и долгосрочные меры. Временное решение дают такие меры, как предоставление пособий по безработице и создание возможностей переобучения, повышения квалификации. Но решение проблемы на долгую перспективу возможно, только если в странах есть экономический рост, так что нам надо работать над обеими составляющими. Ответственность правительств состоит именно в этом - работе по обоим направлениям. В Европе, например, в последние два года сохранению занятости очень помог Европейский социальный фонд (European social fund).

Для обеспечения роста и восстановления в проблемных странах нам необходимо делать больше, гораздо больше. Страны на периферии очень сильно пострадали от финансового кризиса, в частном и государственном секторе сохраняется большая неуверенность. Частный сектор испытывает ее из-за нестабильности банковской системы, в Европе ее нормальное функционирование еще не было восстановлено. А сохраняющаяся неуверенность в способности стран исполнить государственные обязательства делает гораздо более дорогостоящим для них собственное финансирование. Справиться с ней возможно только совместными, системными мерами. Принимаемые каждой из стран меры для поднятия собственной конкурентоспособности - это хорошая вещь, но недостаточная, без системного подхода ЕС к этому кризису с ним не справиться.

- Все же есть и положительные примеры. Всего год назад балтийские страны были лидерами по безработице, а сейчас ситуация там улучшается. Спокойны ли вы за них и как удалось достичь хороших показателей?

- Да, эти страны растут в последние годы, но вы должны помнить, что падение ВВП в них было экстраординарным, больше чем 10%, и, даже если они сейчас растут хорошими темпами, они все же не достигли докризисного уровня национального дохода. Так что их опыт - это драматическое падение производства в начальной стадии кризиса, в ответ на которое они применили жесткие программы сокращений, что стоило им очень дорого: увеличило уровень бедности, эмиграция из этих стран, особенно из Латвии и Литвы, была очень большой. Сейчас страны возвращаются на путь роста, что, на мой взгляд, объясняется отчасти уверенностью, которая была создана финансовой стабильностью, но также может объясняться тем, что они окружены странами, где сохранялся экономический рост, - Швецией, Польшей, Германией. Так что балтийские страны находятся в более благоприятном макрорегионе, чем южные страны.

- Есть мнение, что многим выгоднее сидеть на пособии, чем искать работу.

- В Европе никто не хочет быть безработным. Все хотят иметь стабильный доход от работы. Во времена кризиса мы начали работу над улучшением системы занятости, с тем чтобы у человека были правильные навыки, необходимые экономике. Ситуация осложняется тем, что трудовое население в Европе постоянно сокращается. По идее, безработные сейчас люди должны быть нанятыми, чтобы заменить тех, кто уходит на пенсию, но очень часто людям не хватает навыков - технических или языковых. Просто иметь хорошую профессию сейчас недостаточно, особенно если рабочие места по ней существуют в других странах, где говорят на другом языке. Система пособий в последние годы была модернизирована и изменена так, чтобы создать для людей стимулы поиска работы, чтобы они были активны в поиске, а не просто сидели дома и ждали. К тому же в большинстве стран существует регрессивная шкала, т. е. выплаты сокращаются по мере увеличения срока без работы. Конечно, есть некоторые страны, например Латвия, которые из-за кризиса продлили период выплаты пособий, но это было сделано потому, что в условиях кризиса на поиск работы уходит больше времени, а не потому, что людям просто комфортнее сидеть без работы.

- Вы упомянули массовый отток экономически активного населения из стран Балтии. Не следует ли ограничить эту практику?

- Определенно никакого ограничения быть не может. В Европейском союзе свобода перемещения и поиска работы - это фундаментальное право и принцип его функционирования. В Европе должна быть свобода и должно быть больше возможностей, а не больше ограничений. Но, конечно, нехорошо, когда людям приходится переезжать из-за отчаяния. Люди должны переезжать в поисках лучших возможностей, а не потому, что у них вообще нет никаких возможностей. Мы должны работать как для того, чтобы обеспечить свободу передвижения, так и для того, чтобы обеспечить востребованность человека на месте. Целью нашей работы должно быть обеспечение того, чтобы все страны имели потенциал для роста и чтобы у людей была возможность для поддержания себя и развития во всем Европейском союзе.

Даже если из некоторых стран в определенные периоды была большая эмиграция, в целом в Европе всего 3% рабочей силы работает и живет не в стране своего происхождения. У нас пока довольно небольшой уровень трудовой миграции, и мы должны ожидать большей и готовиться к большей, потому что люди будут искать лучшие возможности и будут использовать свободы, которые предоставляет ЕС в этом вопросе.

- Считается, что нелегальная иммиграция является проблемой для Европейского союза особенно в контексте событий в Северной Африке.

- Пока я бы не сказал, что нелегальные иммигранты, люди без документов, являются большой проблемой. Конечно, во время «арабской весны» многие люди думали об этом и мы задавались вопросами, что надо сделать. Конечно, в некоторых местах было много беженцев, но общие цифры не гигантские, они не создали большой проблемы для ЕС. Проблема в том, что эти страны переживают трансформацию, которая должна привести к экономическому росту. До событий «арабской весны» в некоторых из прошедших через нее стран тоже был рост, но проблема в том, что он распространялся не на все группы населения - например, молодые люди не были в него включены, для них не были созданы возможности. Надеемся, что изменения в этих странах будут такими, что их плодами смогут воспользоваться все.

- А в Европе вы не ожидаете роста протестов, особенно учитывая большое число безработной молодежи?

- Потенциал выражения недовольства, конечно, существует, но я очень надеюсь, что люди видят наши усилия, наши меры, которые правительства принимают, чтобы изменить ситуацию, особенно в той части, что касается условий для молодежи, создавая рабочие места и условия переподготовки. Я очень надеюсь, что система гарантий для молодежи сработает. В целом у членов ЕС есть хорошие стратегии для молодежи.