Facebook переросла себя

Акции крупнейшей социальной сети Facebook достигли своей стоимости во время IPO, проведенного более года назад. Компания наконец увеличила доходы от рекламы и освоила мобильные технологии

Стоимость акций Facebook в начале вчерашних торгов на NASDAQ превысила $38 за бумагу. Это произошло впервые с момента публичного размещения компании в мае 2012 г., во время которого Facebook сумела привлечь около $16 млрд. Правда, вскоре после начала торгов котировки Facebook начали снижаться, и к 19.00 по московскому времени одна акция компании стоила $37,84.

Большинство компаний такого масштаба не могут после спада вернуться к ускорению своего роста, Facebook стала исключением, заявил агентству Reuters аналитик Raymond James Эйрон Кеслер. По его мнению, сейчас компания находится в лучшей форме, чем была в мае 2012 г.

Во II квартале 2013 г. чистая прибыль Facebook выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 65% и достигла $488 млн. Выручка увеличилась на 53% и составила $1,81 млрд, что на $190 млн выше прогноза аналитиков. Лучше ожиданий оказался и показатель прибыли на акцию - $0,19 вместо $0,14.

Инвесторы долго ждали IPO Facebook, но основатель социальной сети Марк Цукерберг давал понять, что компания останется частной, пока это возможно. Но в 2012 г. число частных инвесторов Facebook превысило 500 - это тот порог, когда компания по американским законам обязана начать раскрывать свои финансовые показатели. Обычно именно в этот момент компании проводят IPO.

До размещения акции Facebook можно было приобрести у сотрудников компании на вторичном рынке. В 2009 г. Digital Sky Technologies Юрия Мильнера приобрела около 2% акций соцсети, исходя из оценки компании в $10 млрд. В 2011 г. капитализация Facebook на вторичном рынке выросла до $50 млрд, в 2012 г. - до $80-90 млрд. А перед самым IPO акции Facebook продавались, исходя из оценки в $105-107 млрд. Многие инвесторы заговорили о том, что компания переоценена и что рано или поздно этот пузырь лопнет.

Во время IPO Facebook была оценена в $104 млрд. Но само размещение прошло со скандалом: в начале торгов на бирже NASDAQ произошел компьютерный сбой, из-за которого многие участники торгов не получали отчеты о сделках и не могли точно установить, сколько акций находится у них на руках. А вскоре после IPO акции Facebook начали дешеветь из-за худших, чем ожидалось, финансовых показателей и недостаточного внимания к развитию мобильного направления. Уже через несколько месяцев после IPO бумаги компании подешевели до $19 за акцию.

Многие аналитики упрекали Facebook в том, что она недостаточно развивает мобильное направление. А пользователей, заходящих в соцсеть с мобильных устройств, становится все больше. Это означало, что все меньше пользователей могут увидеть рекламу на сайте соцсети. Цукерберг это признал и пообещал, что компания сосредоточится именно на мобильном направлении: компания наняла новых программистов, улучшила мобильные приложения и даже начала показывать в них рекламные объявления.

В I квартале 2013 г. доходы от рекламы в мобильной версии Facebook составляли 30% выручки, а во II квартале ее доля увеличилась до 41% выручки. После публикации последнего квартального отчета на прошлой неделе капитализация соцсети выросла почти на 40%.

Хорошие результаты II квартала были обеспечены ростом продаж онлайн-рекламы, объяснила директор по операционной деятельности Facebook Шерил Сэндберг. По ее словам, доходы от рекламы Facebook росли по всем направлениям. Например, интернет-магазины стали тратить на рекламу в социальной сети вдвое больше, чем год назад; практически удвоилось и количество предприятий, рекламирующихся в Facebook. «Столь быстрый рост обусловлен нашими уникальными возможностями адресной рекламы, - полагает Сэндберг. - Наша мобильная реклама - одна из самых эффективных на рынке, если не самая эффективная».