Инвестиции в контексте

Из-за конфликта интересов коммерческий директор «Яндекса» Лев Глейзер продал свой пакет в рекламном агентстве iContext. Новым инвеcтором стал фонд iTech Capital

Что за рынок. 38,4

миллиарда рублей. Столько потратили рекламодатели в 2012 г. на покупку контекстных объявлений (данные Ассоциации коммуникационных агентств России)

66,4

процента. Такая доля этой суммы пришлась на размещение в «Яндексе» и его партнерской сети

О своей новой инвестиции сообщил сам iTech Capital. Фонд купил «чуть более блокпакета акций» iContext у одного из основателей компании - Льва Глейзера. Директор iTech Николай Давыдов и Глейзер это подтвердили. Точный размер проданной доли и сумму сделки они раскрыть отказались. По данным «СПАРК-Интерфакса», Глейзер владел 30,7%-ной долей ООО «Ай контекст».

На сайте iTech указано, что фонд не инвестирует в компании более $10 млн единовременно. Глейзер говорит, что продал пакет за сумму до $5 млн.

iContext, по собственной оценке, - крупнейшее агентство по размещению контекстной (привязанной к содержанию страницы) рекламы в стране. Глейзер и Мария Черницкая (нынешний гендиректор агентства) основали его в 2002 г., в 2008 г. долю в компании купил фонд Ru-net Holdings (один из ранних инвесторов «Яндекса»).

Большая часть контекстных объявлений в рунете размещается напрямую, без участия агентств, рассказала Черницкая, через агентства проходит около 30% бюджетов в этом сегменте. Из доли агентств на iContext приходится около 20%. В группу iContext помимо самого агентства входит технологическая компания Registratura.ru, агентство интернет-маркетинга Webprofiters, агентство поисковой оптимизации iSeo, агентство по продвижению в соцсетях Sociorama. В прошлом году группа разместила рекламу на общую сумму около 2 млрд руб., говорит Черницкая. По итогам этого года обороты iContext вырастут на треть, рассчитывает она. Черницкая отказалась раскрыть выручку и прибыль группы. По оценке руководителя одной из медиакомпаний, чистая прибыль iContext не превышает $1,5-2 млн в год.

В 2009 г. Глейзер перешел на работу в «Яндекс» и стал директором по развитию медийных продуктов, контекстной рекламой на этой позиции он не занимался. В середине прошлого года Глейзера повысили до должности коммерческого директора компании, и ему стала подчиняться вся рекламная служба «Яндекса». «Таким образом у меня возник конфликт интересов, одним из условий моего перехода на новую должность был выход из iContext, - говорит Глейзер. - Я предложил выкупить свою долю действующим акционерам агентства, но они оценили компанию в одну годовую прибыль». Тогда Глейзер, по собственным словам, стал искать другого покупателя - и iTech среди нескольких потенциальных инвесторов предложил лучшую цену. По основным условиям стороны договорились еще прошлой осенью, сделка была закрыта весной.

iContext в 2002 г. стал первым специализированным агентством по продаже контекстной рекламы в рунете, тогда это было прорывной идеей и iContext 10 лет оставался лидером рынка, указывает Глейзер: «Но сейчас таких агентств много, и новым акционерам следует задуматься об изменении бизнес-модели компании».

Для iTech Capital это уже третья инвестиция в сегмент онлайн-рекламы и поисковой оптимизации после SeoPult и Garpun, говорит Давыдов, и эти инвестиции удачные - компании показывают хороший рост. Фонд решил инвестировать в iContext, потому что это агентство не только лидирует на рынке по объему привлеченных бюджетов, но и использует различные технологические решения по размещению рекламы. Из-за усложнения интернет-рекламы роль агентств смещается от простой покупки размещений к консалтингу и системной интеграции, объясняет он, поэтому бюджеты будут перераспределяться в пользу агентств с сильной экспертизой и знанием различных рекламных технологий.

Черницкая полагает, что благодаря фонду получит доступ к новым идеям и решениям на рынке интернет-рекламы, а также она рассчитывает на возможную синергию с другими портфельными компаниями iTech. «Рекламный рынок консолидируется, - говорит она. - Было очевидно, что для дальнейшего развития нам надо стать частью большого медийного, инвестиционного холдинга или фонда».