Джорджо Сквинци: «Итальянский рынок труда слишком вязок и неэффективен», - Джорджо Сквинци, президент ассоциации итальянских производителей Confindustria

Что правильно и неправильно делают правительства Италии и России для улучшения национальных экономик и решения проблем с занятостью, рассказывает президент ассоциации итальянских производителей Confindustria Джорджо Сквинци
Джорджо Сквинци, президент ассоциации итальянских производителей Confindustria/ М. Стулов/ Ведомости

Джорджо Сквинци владеет компанией по производству товаров для стройиндустрии Mapei, а с прошлого года возглавив ассоциацию Confindustria, занят отстаиванием интересов всех промышленников Италии. В Россию он приехал по делам своего бизнеса - чтобы открыть в Свердловской области, в городе Арамиль, завод строительной химии. Инвестиции в проект составили 500 000 евро, мощность производства - 10 000 т продукции в год. Это не первый завод компании Mapei в России. Почему итальянские компании выбирают Россию, как идет сотрудничество с властями и как поднять производство в самой Италии, Джорджо Сквинци рассказал «Ведомостям».

1970

вместе с отцом основал компанию Mapei S.n.c.

1976

стал генеральным менеджером Mapei S.p.A. Начал программу международного развития компании, открыв первый завод в Канаде

1984

генеральный директор компании Mapei S.n.c

1997

с этого года в течение 12 лет был председателем Национальной федерации химической промышленности Италии

2012

президент ассоциации итальянских производителей Confindustria

Движение в правильном направлении

«Лично я полагаю, что правительство Энрико Летты надо сохранить. Оно должно стать стабильным в том числе из-за ряда важных событий, которые ждут нас в ближайшем будущем: полугодовое председательство Италии в ЕС с 1 июля 2014 г. и открытие всемирной выставки «Экспо-2015» в Милане. Это очень масштабное событие, которое привлечет много посетителей в нашу страну. Надеюсь, что правительство сможет работать как можно дольше, чтобы как следует организовать проведение этих событий. Думаю, что Летта движется в правильном направлении, хотя наше экономическое положение таково, что Confindustria надеется на более быстрые и более весомые действия».

Сonfindustria

Ассоциация итальянских производителей. Основана в 1910 г. Объединяет 262 региональные и отраслевые ассоциации производителей Италии, представляющие интересы 149 288 компаний.

Mapei

Химическая компания. Владелец - генеральный директор и сын основателя компании Джорджо Сквинци. Финансовые показатели (2011 г.): выручка - 1,7 млрд евро, чистая прибыль - 19,2 млн евро. Основана в 1937 г. Родольфо Сквинци. Производит клеи и другую строительную химию. Имеет 67 дочерних компаний и 58 заводов в 27 странах.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние итальянской промышленности?

- К сожалению, с 2007 г. по нынешний момент экономика Италии потеряла 9 пунктов ВВП и 25% производства, что очень тяжело сказалось на занятости. В данный момент в Италии более 3 млн безработных - это 12,2% активного населения. Безработица среди молодежи также на пике - 40%. Поэтому наши компании должны бороться с этой ситуацией и найти путь к росту, потому что только мощный экономический рост может создать новые рабочие места, а это то, в чем нуждается страна. Рост может быть обеспечен только в обрабатывающей промышленности, поэтому внимание всей страны следует сосредоточить на ее развитии.

- Правительство Италии объявило о намерении инвестировать в инфраструктуру страны до 3 млн евро. Вы поддерживаете этот проект?

- Правительство подтвердило ресурсы, уже предусмотренные для инфраструктурных мер, перераспределив финансирование в пользу проектов, которые гарантируют более быструю реализацию предусмотренных расходов. Confindustria положительно оценила усилия правительства, хотя и указала на отсутствие явных сигналов смены направления по сравнению с прогнозами в сфере государственных финансов, согласно которым расходы на инвестиции ждет непрерывное и прогрессивное сокращение. В связи с этим мы надеемся, что правительство примет куда более действенные меры в отношении инфраструктуры, которые можно было бы осуществить, используя пространство, предоставленное комиссией, чтобы временно повысить расходы на инвестиции.

Кроме того, Confindustria положительно оценила действия правительства, которые способствовали частным инвестициям в инфраструктуру, расширив потенциал использования фискальных послаблений для новых инвестиций в государственно-частное партнерство.

- Что Confindustria предлагает правительству?

- В прошлом январе Confindustria представила наш проект, способный вернуть рост и благосостояние: проект для Италии. Это очень амбициозный проект, но, как мы показали, он осуществим; его цель - модернизация страны через возврат к экономическому росту. В его основе - подъем обрабатывающей промышленности, двигателя нашей производственной системы; это единственное, что, возрождаясь, способно активизировать и остальную часть экономики, что дает более 80% экспорта страны, обеспечивает наибольшие инвестиции в науку и инновации и создание наиболее квалифицированных и высокодоходных рабочих мест.

Осуществление наших предложений позволит повысить показатели роста до 3% уже после первых четырех лет. Подобный рост способен трудоустроить 1,8 млн человек. Это повысит уровень занятости до отметки более 60%, а уровень безработицы опустится почти на 4 процентных пункта по сравнению с нынешним. Локомотивом восстановления станут инвестиции, экспорт и потребление домохозяйств. Это не недостижимые результаты. В нашем проекте мы показали все те шаги, которые необходимо предпринять с этой целью, и предельно конкретно отметили, где взять ресурсы для того, чтобы осуществить эти шаги.

- Итальянские работодатели традиционно жалуются на консервативное трудовое законодательство.

- Итальянский рынок труда слишком вязок и неэффективен. Это существенное препятствие для конкурентоспособности предприятий, а значит - для создания новых рабочих мест. Реформа труда, одобренная в 2012 г., обманула ожидания подлинной модернизации, на которую бизнес очень надеется.

Предпринятые меры хоть и основывались на не вызывающих возражений целях, в конечном итоге легли в основу еще более жесткой дисциплины рынка труда, в особенности в том, что касается найма работника. Неоправданно возросли и без того чересчур высокие социальные обязательства, а также бюрократические процедуры, налагаемые на предприятия. К этому добавилась пенсионная реформа - несомненно необходимая, но создавшая существенные трудности для процессов реорганизации предприятий. Все это тяжело отразилось на создании новых рабочих мест.

- Каков рецепт Confindustria?

- Необходимо провести более широкую и комплексную ревизию реформы труда, чтобы устранить те нормативные препятствия, которые тормозят возобновление роста занятости. Надо прежде всего обеспечить большую гибкость в начале трудовой деятельности и в пенсионном возрасте, предусмотрев решения для молодых и для пожилых работников, которые были бы нацелены на смену поколений. Необходимо исправить жесткие условия временного трудового договора и превратить его в настоящий инструмент регулируемой гибкости, соответствующий опыту основных европейских стран.

Еще одним институтом, который следует задействовать, безусловно, является договор трудовой практики. Практика, если ее упростить должным образом, может стать главной дорогой для включения молодежи в сферу труда. Также нужна адекватная и активная образовательная политика для переквалификации и позиционирования кадров на рынке труда в зависимости от потребностей производственной системы. В частности, следует повысить эффективность и качество государственных услуг в сфере труда, которые в нынешней ситуации не помогают найти работу тем, кто ее ищет.

- В период кризиса говорят о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Каков итальянский опыт?

- Очень важную роль может сыграть Гарантийный фонд - государственный национальный фонд, который обеспечивает гарантии для кредитов предприятий малого бизнеса. В первом полугодии 2013 г. фонд обеспечил более 4,8 млрд евро финансирования примерно для 35 000 компаний. Чтобы усилить его роль в поддержке малого и среднего бизнеса, который пребывает в удрученном состоянии из-за продолжительной негативной конъюнктуры, Confindustria предложила шаги, которые недавно были одобрены. Они предусматривают упрощение критериев оценки, учитывается воздействие кризиса на бюджет компаний и повышение до 80% покрытия гарантий для финансовых операций среднесрочного и долгосрочного порядка.Чтобы помочь малому и среднему бизнесу, мы также подписали начиная с 2009 г. различные договоры с Итальянской банковской ассоциацией. Согласно этим договорам итальянские банки обязались поддерживать компании, испытывающие временные финансовые трудности. Благодаря этим соглашениям итальянский малый и средний бизнес сумел отсрочить на 12 месяцев выплату ставки по заимствованному капиталу. В целом менее чем за четыре года были отсрочены почти 360 000 финансовых операций; общий объем отложенных выплат, а значит - освободившейся ликвидности, составил более 19 млрд евро.

- Что привлекает итальянские компании в России?

- Россия - стратегически важная страна, и, хотя ее экономика подает сигналы о замедлении, уже сегодня для итальянских компаний это один из важнейших рынков, а уж в будущем он обладает огромным потенциалом. Как бизнесмен и председатель Confindustria я хотел бы упомянуть об одном важном проекте, запущенном российским отделением Confindustria: это логистический центр, который создается в Чехове. Он станет входной дверью для итальянских товаров, которые направляются на дистрибуцию в России; здесь их будут встречать и сопровождать при прохождении первых процедур, сводя к минимуму риски и затраты. Инвестиции в проект составили около 60 млн евро. Одна из причин, которые ограничивают наше торговое присутствие здесь, - нехватка инфраструктуры и ее стоимость. Поэтому логистический хаб должен стать ответом на потребность итальянской производственной системы в структурах, предназначенных для нашего бизнеса. Российский рынок является одним из наиболее стимулирующих для итальянского экспорта даже в трудное время, и он заслуживает этих усилий.

- Сколько всего итальянских компаний работает сейчас в России?

- На самом деле очень много. Но таких, кто обладает стабильными структурами в России, - около 300, более 80 из них располагают непосредственным производством на территории страны. В течение последних месяцев мы отметили мощную активность многих других итальянских предприятий, которые в краткосрочной перспективе намерены превратить свое торговое присутствие в производственное.

- В последнее время российские власти много говорят об этом, о необходимости повышения в рейтинге Doing Business. Вы уже почувствовали результаты этих усилий и на чем предложили бы сосредоточиться властям?

- Безусловно, важным сигналом инноваций в российском законодательстве в отношении рейтинга Doing Business стало недавнее вступление страны во Всемирную торговую организацию. Принятие международных стандартов в таких сферах, как таможенные процедуры, инвестиции, лицензии на импорт или охрана интеллектуальной собственности, - это меры, которые правительство России намерено реализовать в ближайшие годы и которые, пусть их положительный эффект и трудно исчислить, несомненно, закладывают основу для более масштабного присутствия и большего удельного веса иностранных компаний на российском рынке, особенно это касается мелкого и среднего бизнеса. Прозрачность и определенность права - это два центральных элемента для работы компаний, которые должны иметь возможность основываться на твердом и надежном своде правил.

Особенный интерес для иностранных компаний, которые намерены инвестировать в Россию, представляют также меры, нацеленные и на улучшение мобильности иностранных работников в контексте более широкой стратегии открытости страны европейским партнерам. В этом смысле дополнительные усилия следовало бы применить, например, чтобы облегчить въезд в страну специалистов-профессионалов, которых направляют зарубежные компании-инвесторы.

- В каких регионах России проще работать?

- Безусловно, умение привлекать инвестиции связано с политическими и управленческими способностями местной администрации. В связи с этим я мог бы упомянуть пример особых экономических зон. Эти зоны, обязанные своим появлением в том числе стремлениям и усилиям наших итальянских коллег, позволяют решить значительную часть проблем, с которыми инвесторам приходилось сталкиваться еще несколько лет тому назад: земля, подключение к инфраструктуре, различные бюрократические препоны. Полагаю, можно сказать, что развитие этих инициатив во многих других регионах и запуск новых инструментов - например, промышленных парков, предназначенных прежде всего для небольших и очень мелких предприятий, - является безусловным стимулом для новых итальянских инвестиций в Россию. Единственное, о чем мы сожалеем, - что эти возможности мало известны и в Италии, и в самой России.

- Принадлежащая вам компания Mapei работает в основном в Московской области. Как оцениваете взаимодействие с властями?

- Да, у нас есть производственная структура в Ступине. У нас прекрасное сотрудничество с местными властями и мэром Павлом Челпаном. Нас слушают и нам помогают с самого начала, поэтому наше сотрудничество с властями я могу оценить как очень положительное. В Ступине сложился своеобразный итальянский анклав, там работают Mapei, Gruppo Marazzi, Gruppo Concorde и др. Надеюсь, после выборов губернатора в области положительное сотрудничество сохранится.

- С какими препятствиями сталкиваются в России итальянские предприниматели?

- В России, как и в любой другой стране, уровень законодательства и инфраструктуры является основополагающим условием для оценки конкурентоспособности. Российские власти давно работают над улучшением инвестиционного климата в стране. Но есть, например, ряд аспектов российской бизнес-среды, которые можно было бы улучшить за небольшой отрезок времени, - к примеру, усилить уровень предсказуемости правоприменения или ввести меры, которые сделали бы применение норм институтами более быстрым, прозрачным и единообразным. Это должно стать следствием не только повышения качества регламентации, но и улучшения эффективности административной и судебной системы, а также борьбы с проявлениями коррупции.