Мохнатые бестии

«Бестиарий» Григория Майофиса - выставка зрелищная и назидательная, прекрасно имитирует старое искусство, которого не было
На полотнах Майофиса - медведь у рояля/ С. Портер/ ведомости

Григорий Майофис - художник известный и состоявшийся, нашедший собственный стиль, технику, тему и поклонников - он много выставляется, в галереях и музеях, среди других и персонально. «Бестиарий», открывшийся в Мультимедиа арт музее в один день еще с пятью выставками, смотрится там эффектно, как серьезное искусство - сложное по исполнению, многозначительное по содержанию.

Техника, в которой работает Майофис, многодельная. «Холст, акрил, бромойль, трансфер» - звучит специфично, хотя в общем понятно, что использована старая фотографическая техника и печать на холсте. В результате получается нечто на вид старинное, не то тертая временем гигантская фотография, не то белесая живопись под тонированную фотографию, не то какая-то специфическая графика. Обман, в общем, подмена.

Такая техника, конечно, не уникальна, но производит хорошее впечатление на зрителей, которые, что ни говори, уважают художественное ремесло, как сложную работу, больше, чем игру ума. Профессионалы современного искусства обычно, наоборот, очень ценят концепцию, поскольку знают, как стремительно беднеет мир идей.

В случае Майофиса нет противоречия - форма адекватна содержанию, также сложносочиненному, обманному. «Бестиарий» состоит из фотокартин, где животные занимаются не свойственными им делами, как в баснях. Собственно, одна из серий так и называется - «Басни», но никакого кота и повара там нет, хотя были у художника и усложненные версии известных сюжетов. Есть цирковые слоны, ловко вставшие передними ногами на треугольные кегли, обезьяна с по-дурацки высунутым языком, поднимающая штангу, орел, который, согласно подписи, мух не ловит, и много бурого медведя.

На майофисовских полотнах он катается на роликах, читает книгу Ленина, играет на арфе и многократно - на рояле. То романс, то «Детский альбом», то знаменитое беззвучное авангардистское сочинение Джона Кейджа. С ним у медведя вышло хуже всего - клавиши вдребезги разбиты, не по лапам ему американские зауми.

Большое мохнатое животное, родной тотем, эмблема русского человека - легко трактовать сюжеты серии как сатиру, басню. Даже несколько обидную для национального самосознания. Легко, но бессмысленно, и не потому, что медведь симпатичен и смышлен - действительно, косолапый, а справляется. Просто заложенная в баснях мораль настолько всеми заучена, что смысл ее совершенно истерся, стал не банальностью даже, а пустым местом.

Средневековый бестиарий - атлас с изображениями существующих и несуществующих животных, символизирующих темные и светлые силы, Бога и дьявола, тайны природы. «Бестиарий» Майофиса - чистая иллюзия, большая подмена старой картины новой фотографией, чуда - трюком, морали - насмешкой, сатиры - добродушием. В общем, декоративная пустота, состаренная шутки ради.

До 8 сентября