Философский пароход: От Герцена до Гуриева

Современная эпоха принципиально оторвана от традиций в публичной сфере. Общественная модернизация вела к появлению эффективной политики, госуправления и экономики, где разум заменил старину, аргумент культурной традиции.

Однако в нынешней России современность проблематична. Значительного разрыва с традицией не произошло ни в эпоху великих реформ, ни после социалистической революции, ни вследствие индустриальной урбанизации, ни из-за демографических последствий великой мировой войны, ни благодаря постсоветским политико-экономическим экспериментам.

Состояние недосовременности, где полуразум и полутрадиция сплелись в необычный устойчивый узор российской политической культуры, предопределяет нетерпимость к публичному применению разума. Излишки политического ума могут привести к беде, к горю от ума, т. е. изменению узора.

Горе от ума состоит в создании твердых убеждений и прецедента автономии морально-политического субъекта. Философ Юрий Сенокосов заметил, что в самом слове «убеждение» скрыто присутствует угроза: аргументированное, публично артикулированное убеждение ведет к беде, а там и к бегству. Следовательно, желая лучшего себе и отечеству, от излишка ума должно избавляться.

Один из устоявшихся орнаментов российской политической культуры первым набросал Андрей Курбский и закрепил Александр Герцен. Речь идет о культурном механизме принуждения к эмиграции диссидентов-интеллектуалов. Если в досовременную эпоху диссиденты были чаще всего религиозными беглецами, то с ХІХ в. эмигранты - это интеллектуалы, опасные фантазеры, чьи идеи касались социально-политических вопросов. Русская эмиграция интеллектуалов началась с Герцена, продолжилась в советские времена и, увы, не закончилась с эмиграцией Сергея Гуриева.

Экспорт разума в Европу - важная статья культурного обмена России с Европой. Обмена, еще более обедняющего Россию, чем продажа ресурсов - воровство недр у потомков.

Автономия власти в России нуждается в тупости масс. Результатом этой устоявшейся формулы являются своеобразные политические институты, прежде всего Министерство образования, подконтрольные университеты, лишенные исследовательской академической независимости, и ВАК. Эти институты решили проблему неэффективных одноразовых «философских пароходов»: научно-образовательная система устроена так, чтобы живая мысль и сильная наука не имели места в стране и не влияли бы на качество образования с его побочным эффектом зловредной гражданственности. Если же система принуждения к «утечке мозгов» дает сбой, прокуратура правит своих коллег по общему делу власти.

Авторитарная власть устроена на ограниченной способности мыслить как среди лидеров, так и среди подданных. Для первых ограниченность состоит в неспособности представить мир без них, свое правление они видят нескончаемым. Для вторых немыслие состоит в вере в приоритет государственного интереса над собственным. Такое согласие в вере делает эмиграцию интеллектуалов необходимой, неизбывной и неизбежной.