«Почта России» спешит доставить

«Почта России» перестраивает логистику. Она надеется, что это поможет ускорить и удешевить доставку писем и посылок
Логистические отделы «Почты» объединятся в одну структуру/ А. Махонин/ Ведомости

«Почта России»

Национальный почтовый оператор. Собственник - государство. Финансовые показатели (данные компании, 2012 г.): выручка - 129 млрд руб., чистая прибыль - 813 млн руб. Показатели доставки (2012 г.): более 1,6 млрд единиц письменной корреспонденции, 53 млн посылок.

Раньше организацией доставки и сортировкой в «Почте России» занимались независимые друг от друга структуры - главный центр магистральных перевозок почты (доставляет почту по всей России), автоматические сортировочные центры (сортируют корреспонденцию для отправки в разные регионы) и часть дирекции по производственным процессам (разрабатывает методику доставки и обработки почты). Теперь все они станут частью одного подразделения - единого логистического центра, который возглавит заместитель гендиректора «Почты России» Алексей Скатин, рассказала представитель компании Жанна Ляпунова.

Между центром магистральных перевозок и сортировочным центром раньше часто возникали трения, рассказывает источник в «Почте России». Вместо того чтобы вместе работать над доставкой посылок в кризисных ситуациях, эти службы часто перекладывали друг на друга ответственность за задержки и было невозможно понять, кто прав, а кто виноват, говорит собеседник «Ведомостей». Ляпунова это не комментирует, отмечая лишь, что реструктуризация позволит «Почте России» доставлять посылки быстрее и дешевле. Ориентир для компании - задачи, поставленные Минкомсвязи, объясняет Ляпунова.

В июне этого года замминистра связи Михаил Евраев заявил, что к 2018 г. качеством почтовых услуг должны быть довольны не менее 60% граждан России. Минкомсвязи установило планку по срокам пересылки корреспонденции для «Почты»: в пределах одного населенного пункта письмо должно идти не больше двух дней, из города в город - не больше пяти дней, между любыми населенными пунктами - не больше 10 дней.

Правда, в последнее время «Почта» испытывала проблемы вовсе не с письмами, а с посылками. В апреле этого года, например, выяснилось, что в московских аэропортах скопилось больше 500 т посылок из-за рубежа. Вскоре после этого оператор складов «Шереметьево» заявил, что прекращает выгружать почту из самолетов, пока число посылок не сократится до 30-50 т. «Почта России» объяснила задержку плохой работой таможни. Но затем компания заявила, что заторы связаны с резко увеличившимся объемом посылок из зарубежных интернет-магазинов. По данным компании, в 2012 г. количество прибывших в Россию посылок, мелких пакетов и экспресс-отправлений из-за рубежа выросло вдвое и достигло 21,6 млн шт., примерно 70% из них - заказы из интернет-магазинов. В ситуации разобралась Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте - по итогам проверки она признала, что ФГУП сорвал сроки пересылки почтовых отправлений, и возбудила 13 дел об административных правонарушениях. В итоге арбитражные суды Москвы и Московской области оштрафовали компанию на 360 000 руб.

Проблема в том, что система логистики «Почты России» в последнее время работала не на доставку посылок, а на продажу самых разнообразных товаров, объясняет Евгений Биргер, возглавлявший в 1999-2004 гг. департамент почтовой связи Минкомсвязи. Во многих отделениях продавались книги, журналы, одежда - вплоть до нижнего белья, говорит он. Биргер считает, что сортировочные центры «Почте России» вообще не нужны: сортировать почту надо на местах, а логистику надо выстраивать заново. Спешить с критикой нельзя, спорит председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли Максим Фалдин. Решения, которые принимает команда Дмитрия Страшнова, проистекают из обычной бизнес-практики, говорит он, в том числе и по логистике: свежий взгляд может позитивно отразиться на компании. В любом случае «хуже сделать уже нельзя», считает Фалдин.