Второй мир: США и Россия поделили Сноудена

Америке важно было дискредитировать Сноудена, а обвинение в сотрудничестве с разведкой такой страны, как Россия или Китай, - лучший способ этого добиться/ AP

Судьба беглого контрактника Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдварда Сноудена, кажется, определилась: он остается в России, где получит статус политического беженца. Такой исход инцидента с разглашением секретов выгоден Сноудену и выгоден России. Еще более выгоден он правительству США, которое, очевидно, предприняло все возможные усилия для того, чтобы Сноуден не покинул российскую территорию.

Ровно в день, когда Сноуден сел в самолет, отлетающий в Москву, США аннулировали его паспорт. В результате быстро покинуть Россию Сноуден уже не мог. На следующий день после его прилета в аэропорт «Шереметьево» государственный секретарь США Джон Керри выступил с публичными угрозами в адрес России, отметив, что отказ от сотрудничества с США в деле Сноудена будет иметь «определенные последствия» для российско-американских отношений. Впоследствии заявления о возможных «последствиях» и подчеркнуто публичные требования выдать Сноудена повторялись с американской стороны неоднократно.

Далее в дело вступил хор американских сенаторов от обеих партий. Любимец Кремля сенатор Джон Маккейн назвал отказ России выдать Сноудена пощечиной США и призвал дать на этот шаг «адекватный ответ». Сенатор Чарльз Шумер пообещал, что история со Сноуденом «не сойдет с рук» Кремлю. Сенатор Линси Грэм выдвинул идею бойкотировать Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. В сенат был внесен проект резолюции с призывом к президенту Бараку Обаме добиваться переноса очередного саммита G20 из Петербурга в другое место.

Хорошо известно, как Кремль реагирует на публичные угрозы в свой адрес. После заявлений, высказанных в такой тональности и сопровожденных обещаниями «адекватного ответа», даже предложение США о продаже снега из Сибири по миллиону долларов за тонну было бы отвергнуто. Между тем в деле Сноудена у России и без угроз не было никаких юридических оснований идти навстречу США.

Американские дипломаты и политики, имеющие большой опыт переговоров с Москвой, не могли не знать, что любые публичные требования к России выдать Сноудена, высказанные в столь жесткой форме, исключат возможность его выдачи США. Вероятно, именно в этом и состояла цель их заявлений. Осталось понять, зачем американскому правительству понадобилось оставить Сноудена в России.

Проблема Сноудена имеет два уровня - технический и политический. Технический уровень проблемы касается ущерба, который Сноуден мог нанести национальной безопасности США и работе американских спецслужб. Для решения проблем на этом уровне Сноудена, конечно, необходимо вернуть в США и тщательно допросить, чтобы выяснить, какие именно сведения он сумел собрать и передать журналистам и, возможно, сотрудникам иностранных разведок. Его также нужно примерно наказать, чтобы продемонстрировать, что предательство не останется безнаказанным.

Политический уровень проблемы касается влияния Сноудена и его разоблачений на американскую внутреннюю политику. С этой точки зрения Сноуден должен быть, во-первых, забыт, а во-вторых, дискредитирован.

Для того чтобы Сноуден был забыт, важно, чтобы он в обозримом будущем не возвращался в США. Суд над ним будет постоянным генератором интереса к его истории, и даже после заключения в тюрьму Сноуден будет оставаться кумиром для миллионов людей и предметом интереса для журналистов.

Лучшим способом дискредитировать Сноудена является обвинение в сотрудничестве с разведкой крупной державы, такой как Россия или Китай. Не исключено, что Сноуден действительно сотрудничал с китайской разведкой. Однако получить юридические доказательства такого сотрудничества сейчас, вероятно, уже невозможно.

Пока Сноуден сохраняет формальную независимость от правительств России и Китая, он неуязвим для обвинений и крайне опасен для правительства США. Именно поэтому Сноуден провел так много времени в нейтральной зоне «Шереметьево», пытаясь выбраться в какую-нибудь малую нейтральную страну. Именно поэтому США, не считаясь с потерями, делали все, чтобы этого не допустить (вспомним обыск самолета президента Боливии Эво Моралеса, возвращавшегося с газового форума в Москве).

Теперь Сноуден остается в России, и его возможные отношения с ФСБ уже являются предметом распространенных спекуляций в мировых СМИ. Россия не заинтересована в том, чтобы Сноуден своими публичными разоблачениями влиял на ее отношения с Вашингтоном, и об этом ранее прямо заявил президент Владимир Путин. В принципе, страна, предоставляющая убежище, имеет право предъявлять определенные требования, касающиеся политической активности того, кто это убежище получил, так что поведение России не является необычным.

В результате предоставления Сноудену убежища в выигрыше оказались все. Россия укрепила свой престиж и, возможно, национальную безопасность. Сноудену скорее всего гарантированы комфортные условия проживания в российской столице и хорошо оплачиваемая работа. Вашингтон сделал шаг к нейтрализации созданных его разоблачениями политических проблем и, вероятно, скоро прекратит свои заявления в адрес России в связи с делом Сноудена. АНБ скорее всего получит дополнительные средства для ликвидации дыр в своей системе безопасности, связанных с бегством Сноудена. На фоне проблем, с которыми сталкивается госбюджет США, стоимость необходимых технических и организационных мер будет, вероятно, незаметной.