Наступил декабрь 2009 г.

В обрабатывающей промышленности России начался спад, показал индекс PMI. Это может быть индикатором замедления экономики, предупреждают экономисты
Smartmoney

Летние периоды не очень показательны, пытается быть оптимистом главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: многое зависит от графика отпусков, а, например, ряд автомобильных заводов ушли в корпоративный отпуск. Но это не значит, что в августе можно рассчитывать на бурный рост, указывает Тихомиров. Оживлению в обрабатывающих отраслях во второй половине года может способствовать гособоронзаказ, но в целом спрос на продукцию остается слабым, так что промышленность, скорее всего, продолжит вялый рост, резюмирует он.

Индекс деловой активности в обрабатывающих отраслях (PMI) HSBC в июле составил 49,2 пункта; в июне было 51,7. Значение индекса свыше 50 означает рост деловой активности, ниже - спад. Российский индекс опустился ниже 50 впервые с августа 2011 г. и стал минимальным с декабря 2009 г.

«Объемы производства, новые заказы и занятость - все ключевые показатели PMI в июле указали на значительное падение ниже критической отметки 50 пунктов», - указывает главный экономист HSBC Александр Морозов, зато третий месяц подряд растут запасы, а такое наблюдалось только в кризисы - в 2008 и 1998 гг.

Замедляется не только активность в обрабатывающих отраслях, появились признаки слабости на рынке труда, замедляется рост цен, а значит, сложились основания начать стимулирующую политику - в частности, снизить основные процентные ставки, считает Морозов.

Основным источником ослабления экономики в июле стал внутренний спрос, продолжает Морозов, а экспортные заказы растут третий месяц подряд. Но устойчивость экспортного спроса не гарантирована, учитывая, например, признаки ослабления в крупных азиатских экономиках, а факторов, которые могли бы поддержать внутренний спрос, немного, сетует он.

Низкий спрос на продукцию по-прежнему остается главной проблемой промышленников - в июле их оценка спроса оказалась худшей за последние 12 месяцев, зафиксировал опрос, проведенный Институтом Гайдара.

Пока вялый рост в промышленности в целом поддерживается лишь добычей, наблюдается «голландский рост», отмечает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Но такая поддержка промышленности ненадежна из-за неопределенной ситуации на мировых рынках, предупреждает он. Обработка (а это примерно две трети промышленности) со снятой сезонностью сокращалась в июне и мае, поэтому июльский PMI - очередной тревожный индикатор ухудшающейся ситуации, считает Миронов.

Судя по ситуации в промышленности, динамике инвестиций и рынка труда, можно говорить о стабилизации роста экономики на более низком уровне - около 2% в годовом выражении, заключает Морозов. В нынешней ситуации это предел для российской экономики, предупреждает он: на внешние рынки надежды нет, а внутренних источников роста недостаточно.

По итогам года Минэкономразвития ожидает прироста ВВП на 2,4%.