Дорожная десятина

Госкомпания «Автодор» готовится объявить конкурс на новый участок платной трассы Москва - Санкт-Петербург. Чтобы быстрее найти инвестора, государство оплатит 90% стоимости строительства
«Автодор» идет по пути соглашения с «Мостотрестом»/ Д. Абрамов/ Ведомости

Госкомпания «Автодор» опубликовала информационный меморандум очередного участка новой платной трассы Москва - Санкт-Петербург. Это отрезок с 334-го по 543-й км трассы, который проходит через Тверскую и Новгородскую области (см. инфографику).

Стартовая стоимость строительства (предполагается, что конкурс позволит ее снизить) - 149,1 млрд руб. Частник вложит лишь около 16 млрд руб. (поровну собственные и заемные средства), остальное - бюджет и государственный инвестфонд.

Доля частного финансирования в инвестиционных проектах «Автодора», как правило, выше: в действующих концессионных проектах - около 25%, в планируемых доходит и до 35%, следует из материалов госкомпании. 25-30% - это минимальное соотношение государственных и частных инвестиций, при котором можно говорить о полноценном государственно-частном партнерстве, считает человек, курирующий проекты ГЧП. При небольшом объеме частных инвестиций встает вопрос о целесообразности их привлечения, отмечает партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов.

Более 10%, или 16 млрд руб., - это значительная сумма для инвестора, убеждает зампред правления «Автодора» Александр Носов. Интенсивность на этом участке наименьшая по всей дороге (до 17 000 автомобилей в сутки. - «Ведомости») и при большей доле частного софинансирования это был бы не самый привлекательный проект для инвесторов, продолжает он.

К тому же при таком договоре у инвестора будет больше стимулов построить дорогу качественно и в срок, продолжает Носов: иначе он может потерять свои средства. При обычном договоре подряда со 100%-ным госфинансированием стимулов у инвестора меньше, согласен Долгов.

Общий срок действия соглашения - 26 лет. По расчетам госкомпании«Автодор», инвестор сможет вернуть заемные средства в течение 10 лет, а собственные вложения окупятся за 21 год, норма доходности на собственные средства должна составить 8,4% плюс инфляция.

Возложив на бюджет 90% расходов на проект, «Автодор» рассчитывает ускорить строительство. Проекты на основе долгосрочных инвестсоглашений реализуются быстрее, чем концессионные, разница в сроках - около двух лет, объясняет Носов: «Чтобы ввести дорогу целиком к 2018 г., для такого крупного участка необходима ускоренная схема». Министр транспорта Максим Соколов ранее заявлял, что новая скоростная трасса должна быть готова к чемпионату мира по футболу 2018 г., это предусмотрено и программой деятельности «Автодора» до 2020 г.

Оформление финансовых обязательств (финансовое закрытие) концессионных проектов может идти и по два года, а главная цель «Автодора» на этом участке - построить быстро и качественно, указывает партнер EY Илья Седов.

Долгосрочное инвестиционное соглашение дает «Автодору» большую гибкость по сравнению с концессией, объясняет Долгов: например, при определении критериев конкурса. Возможно, благодаря таким условиям соглашения «Автодор» рассчитывает обеспечить конкурентность конкурса, рассуждает Седов: «Пока это не получалось».

«Автодор» уже заключил аналогичное инвестсоглашение - это контракт с «Мостотрестом» на строительство обхода Вышнего Волочка (участок трассы Москва - Санкт-Петербург с 258-го по 334-й км). Контракт сроком 22,5 года был подписан в конце 2011 г., стоимость проекта - 46,5 млрд руб., свыше 90% - госфинансирование. Тогда конкурс не состоялся, заявка «Мостотреста» оказалась единственной. Компании заявлялись, изучали документацию, но подать конкурсное предложение решился только «Мостотрест», говорил предправления «Автодора» Сергей Кельбах в интервью «Ведомостям».