Таможне не нравятся книжки

Таможня уверена, что исключение России из международной системы транзита TIR не увеличит издержки бизнеса. Бизнес таможне не верит

Откуда долг. 20,8

млрд руб. составляет задолженность АСМАП по книжкам TIR, по данным ФТС. Долг накопился с 1996 г., говорит Голендеева, это 8,9 млрд руб. основного долга и 11,9 млрд руб. по пеням. По ее словам, ФТС предлагала списать задолженность как безнадежную, но Минфин отказался. А взыскать долг ФТС зачастую не может, так как суды отменяют постановления об административном правонарушении, объясняет Голендеева.

На прошлой неделе Феде­раль­ная таможенная служба (ФТС) неожиданно сообщила, что с 14 августа перестанет применять процедуру транзита с использованием книжек международных дорожных перевозок (TIR). Механизм предусмотрен Таможенной конвенцией ООН от 1975 г., его используют 68 стран: груз пломбируется только в стране отправления, а затем при пересечении границ стран - участников конвенции освобождается от осмотра и таможенных платежей. Перевозчик лишь предъявляет отрывные талоны из книжки TIR, которые служат финансовой гарантией. Гарант - авторизованное Международным союзом автомобильного транспорта национальное объединение, в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

Свое решение ФТС объяснила ростом долгов перед бюджетом из-за нарушения международной процедуры (см. врез). Но письмо службы шокировало и бизнес, и перевозчиков, и экспертов. ФТС намерена денонсировать международную конвенцию, говорит советник DLA Piper Марина Лякишева. Отказ от книжек TIR нельзя считать выходом из Таможенной конвенции, поскольку у службы нет таких полномочий, заявила в пятницу замруководителя ФТС Татьяна Голендеева. ФТС готова к возможным искам от компаний, которые попытаются оспорить отказ службы принимать книжки TIR, сказала она. Бизнес же опасается роста издержек. Расходы на книжку TIR ($50-100. - «Ведомости») на порядок ниже, чем на поручительство (наиболее распространенный способ обеспечения уплаты таможенных платежей), напоминает представитель АСМАП, увеличатся и сроки таможенного оформления. Сейчас услуги подведомственного таможне ФГУП «Ростэк» обходятся в 30 000-50 000 руб., говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Отмена книжек TIR повлияет и на ритмичность перевозок, а это чревато еще большими финансовыми потерями, добавляет он.

Процедура не подорожает, заверила Голендеева: «Мы найдем рычаги». ФТС не имеет права устанавливать тарифы, но будет «настоятельно рекомендовать», чтобы размер гарантии не превышал $100, пообещала она. Многие поставщики и так используют национальную гарантию, так как книжка TIR действительна для партии стоимостью не более 60 000 евро, сказал начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков. По словам Голендеевой, таких грузов - до 50% и очередей нет, хотя часто вопрос приходится решать на границе.

Сейчас в Госдуме находится правительственный законопроект, запрещающий ФГУПам заниматься таможенным делом, - «Ростэк» должен быть продан. «Поручительства можно получить у двух уполномоченных компаний, но на границе работает только «Ростэк», и складывается ощущение, что решение направлено на его поддержку», - отмечал руководитель департамента логистики Supra Константин Алехин.