Держись за джойстик

«Playtime. Мифология видеоигр» - выставка исследовательско-популярная. Размышления и обобщения здесь не мешают поиграть
Кадр из «Погружения» Робби Купера - подросток за игрой/ МАММ

Выставка швейцарского музея Maison d'Ailleurs («Дом других»), привезенная в московский «Мультимедиа арт музей», искупает отсутствие зрелищности и размаха обстоятельностью подхода к теме. Множество сюжетов, связанных с видеоиграми, - их история, архитектура и графика, влияние на человека, их красота и возможная польза - развернуты в одном зале. И виртуальному миру в реальном тесно.

Местами выставочная скороговорка выглядит слишком скромным дайджестом серьезного исследования. Раздел «Эволюция игровых пространств», где показывается, как с 80-х гг. по сей день усложнялись видеоигры, очень короток. И коллекция джойстиков за последние 30 лет могла бы быть повнушительней. Только заявкой на увлекательную выставку смотрится серия фотографий Робби Купера «Альтер-эго» - поразительное сопоставление лиц игроков и их аватаров. Разумеется, выбранные маски говорят о мечтах и комплексах больше, чем лица. Видео «Погружение» того же Купера показывает гримасы увлеченных игрой подростков. Ужасные, но ничем, кажется, не отличающиеся от мимики лиц, например, болельщиков на футбольном матче. Так что местами Playtime говорит о силе игры вообще, вырывающей человека из реальности, а не только игры компьютерной.

Но на выставке о футболе забить мяч невозможно, а здесь - пожалуйста: мышки, джойстики и собственные пальцы превращают зрителей в игроков. Можно покривляться у зеркала - и оно выдаст вам ваше лицо состарившимся и перевернутым, можно побегать вокруг цилиндрического экрана, где игра транслируется панорамно. Можно после работы, на которой многие из нас не отрывают глаз от мониторов, снова оказаться перед светящимся прямоугольником. И, не став активным созерцателем (как в классическом музее), превратиться в скучающего пользователя.

Но это общая проблема интерактивных выставок - они не отвлекают от повседневности, а возвращают в нее. Потому что наша повседневность все больше виртуальная.

До 8 сентября