Рай должен быть разрушен

В прокат выходит фантастический боевик «Элизиум», голливудский дебют режиссера из ЮАР Нила Бломкампа, четыре года назад поразившего киномир «Районом № 9». Теперь в распоряжении Бломкампа Мэтт Дэймон, Джоди Фостер и полный набор жанровых клише
Автомат Калашникова не потеряет актуальности и в середине XXII в./ KINOPOISK.RU

Мало кто умеет снимать помойки и трущобы, как Нил Бломкамп. В Голливуде это почти забытое искусство, любая разруха там выглядит компьютерной графикой. А у Бломкампа все сочно, реалистично, хотя «Элизиум» (Elysium) и не пытается притворяться документальным репортажем, как «Район № 9», снятый в родном режиссеру Кейптауне, над которым повисла летающая тарелка, а ее обитатели, похожие на гигантских прямоходящих креветок, одичали и превратились в нелегальных мигрантов.

В «Элизиуме» помойкой стала вся Земля. В 2154 г. ее население страдает от нищеты и болезней, горбатится на вредных производствах. А элита переселились на искусственный спутник Элизиум с идеальной экологией и всемогущей медициной. Единственное, что иногда нарушает покой привилегированных граждан, - нелегалы с Земли. Но обычно их отстреливают на подлете.

Президент не одобряет такие методы. А глава службы безопасности (Джоди Фостер) не одобряет президента. И планирует переворот в сговоре с лощеным капиталистом (Уильям Фихтнер), чей завод имеет долгосрочный госзаказ на изготовление боевых роботов.

На этом заводе и работает персонаж Мэтта Дэймона, простой крепкий парень с бритой головой и татуировками на мускулистом торсе, бывший автоугонщик, будущая надежда угнетенного человечества.

Как спасают угнетенное человечество, вы видели не однажды, ничего нового Бломкамп не покажет. Сценарий «Элизиума» собран из типовых запчастей, много раз бывших в употреблении. У героя есть давняя любовь (Элис Брага), а у нее - смертельно больной ребенок. В трудный момент герой идет к знакомым из криминального прошлого и соглашается на их условия. На пути у героя встает циничный супернаемник (Шарлто Копли, игравший главную роль в «Районе № 9»).

В дебютном «Районе № 9» Бломкампу была интересна история, в которой содержался остроумный социальный комментарий. А в «Элизиуме» сколоченный кувалдой сюжет нужен лишь для оправдания антуража, тоже не слишком оригинального и рассказывающего главным образом о том, какие фильмы любил в детстве режиссер. Это были хорошие фильмы: «Безумный Макс» (не случайно герой Мэтта Дэймона носит то же имя), «Вспомнить все» Пола Верхувена, его же «Робокоп» (для выполнения миссии дэймоновский Макс получает экзоскелет, напрямую соединенный с нервной системой и удесятеряющий физические возможности). Поэтому выбирать кадры для иллюстрации к рецензии гораздо увлекательнее, чем тратить слова на описание того, как Мэтт Дэймон в экзоскелете, с чипом в голове и автоматом Калашникова в руках завоевывает будущей голытьбе право на медицинское обслуживание.

В прокате с 8 августа