ВВС обойдутся без модернизации

ВВС выдадут новые заказы на истребители Су-30СМ и самолеты Як-130 на десятки миллиардов рублей. Это итог новой закупочной политики Мин­обороны для ВВС
Сделанный для Индии истребитель Су-30 послужит России/ Корпорация «Иркут»

До 2015 г. корпорация «Иркут» (входит в состав ОАК) получит еще один контракт на поставку для ВВС России 30 истребителей Су-30СМ и до 30 учебно-боевых самолетов Як-130, сообщили «Ведомостям» чиновник в Минобороны и менеджер ОАК. Стоимость этих контрактов составит около 45 млрд руб.

О возможности подобных контрактов на прошлой неделе заявил в Иркутске при посещении Иркутского авиазавода (входит в «Иркут») замминистра обороны Юрий Борисов.

Текущие контракты «Иркута» с Минобороны заключены в 2011-2012 гг. (на 55 Як-130 и 10 в опционе и в общей сложности 60 Су-30СМ по двум контрактам), и поставки по ним должны завершиться в 2015 г. Новые контракты позволят, таким образом, загрузить «Иркут», где планируется начать производство нового пассажирского авиалайнера МС-21, до 2017-2018 гг., говорит чиновник Минобороны.

Истребитель Су-30СМ, который производится на «Иркуте», представляет собой «русифицированную» версию экспортного истребителя Су-30МКИ/МКМ, созданного по заказу ВВС Индии и экспортировавшегося также в Малайзию и Алжир. В отличие от экспортного самолета ряд его импортных систем заменены на российские.

Из опубликованного недавно годового отчета ОАК за 2012 г. стало известно еще об одном контракте на серийно производимые на экспорт истребители для ВВС России. «Сухой» в декабре прошлого года заключил контракт на поставку ВВС России 16 истребителей Су-30М2 стоимостью не менее 15 млрд руб. производства авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ), которые являются вариантом истребителя Су-30МК2, поставлявшегося ВВС Китая, Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии и Уганды. Первые четыре машины этого типа ВВС уже получили по контракту 2009 г. Кроме того, РСК «МиГ», по словам источника в ОАК, ведет переговоры о поставках ВВС истребителя МиГ-35, созданного на базе предлагаемой на экспорт машины МиГ-29М/М2, и МиГ-29СМТ (28 машин этого типа, от которых отказался Алжир, были выкуплены Минобороны России в 2008 г.).

Закупка в больших количествах уже отработанных по экспортным заказам машин для ВВС России выглядит неизбежной после того, как в конце прошлого года Минобороны приняло решение отказаться от модернизации составляющих основу ВВС истребителей Су-27 и МиГ-29, построенных в последние годы СССР, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, закупка этих машин также может рассматриваться как поддержка «Иркута» и КнААЗа в момент, когда они предпринимают усилия по разработке и производству пассажирских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet.

Хотя в случае ремонта и модернизации более 300 МиГ-29 и Су-27 советских поставок они могли бы прослужить до 2020 г., от этого отказались, сказал источник в Минобороны. По его словам, ремонтные заводы Минобороны, которые военные хотят передать ОАК, не справились бы с этой задачей, серийные заводы в таких заказах не заинтересованы, а общая стоимость проекта не была бы более дешевой, чем закупка примерно вдвое меньшего числа новых и более эффективных истребителей.