От редакции: Бремя очевидности

З. Милявская/ Ведомости

Заявление интернет-предпринимателей, открыто поддержавших Алексея Навального, похоже на политический манифест нового поколения бизнеса. Его значимость не исчерпывается задачами нынешней предвыборной кампании в Москве.

Название письма («социальный контракт») - намеренная отсылка к основам происхождения гражданского общества. Требования - верховенство права, независимость судов, подотчетность чиновников обществу.

Российское общество с огромным трудом продвигается к признанию очевидных истин. Независимые суды и подотчетные гражданам чиновники нужны не для того, чтобы показывать их европейцам. Они нужны собственной российской экономике, которая без них отказывается расти. Даже официальные экономисты открыто признают, что без институциональных реформ роста больше не будет. Слова о верховенстве права тоже не пустая декларация. Равенство перед законом есть важнейшее условие хорошего инвестиционного климата, без которого не будет ни роста, ни зарплат бюджетников, ни пенсий.

То, что поддержка этих принципов, которые не назовешь ни правыми, ни левыми, до сих пор требует человеческого мужества, - диагноз нынешней российской элите и установленному этой элитой социальному порядку. То, что сегодня очевидно меньшинству, будет со временем очевидно всем. Абсурдно и трагично то, что государство тратит столько усилий и средств на противостояние неизбежному. Трагично и то, что обществу, с его стороны, приходится нести риски и издержки в этой абсурдной игре.

Итак, более 30 человек поставили свои имена рядом с именем Навального в надежде, что он (не обязательно сегодня) поможет воплощению в жизнь упомянутых выше простых истин. Эти люди совершили отважный поступок. До сих пор открытая поддержка Навального не проходила без последствий ни для одного из представителей заметного бизнеса.

Возможно, поэтому среди подписантов нет флагманов рунета - ни «Яндекса», ни Mail.ru Group, ни «В контакте». В то же время это совсем не обязательно оторванные от реальности гики: по оценкам Forbes, выручка «Викимарт» в 2012 г. составила $110 млн, HeadHunter, по косвенным данным, - около $200 млн (в июне миноритарии HeadHunter продавали Mail.ru Group 2,8% акций этой компании, исходя из ее оценки в 5,5 млрд руб., следует из годового отчета Mail.ru Group).