«Камаз» наращивает рыночную долю


Доля «Камаза» на рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 т возросла на 11,9% по итогам первых семи месяцев 2013 г., сообщил вчера завод. На начало августа «Камаз» занимает 46,6% рынка.

Укрепление позиций не связано с продажами, следует из сообщения: «Камаз» с начала года выпустил 24 400 машин, на 11,3% меньше, чем в январе - июле прошлого года. Но российский рынок грузовиков упал еще больше - на 33,9%. С мая по июль рынок падает по нарастающей, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Снижение показали все производители, в частности завод «Урал» (входит в группу ГАЗ), считает ведущий аналитик «Финам менеджмента» Дмитрий Баранов. «Урал», по собственным оценкам, в 2012 г. занимал около 45% рынка автомобилей грузового сегмента. Вчера завод не ответил на запрос «Ведомостей».

По данным «Камаза», за семь первых месяцев 2013 г. в России произвели 43 800 грузовых автомобилей. Сам «Камаз» в этом году планирует выпустить 45 000 машин.

На снижении производства сказались последствия от вступления в ВТО для сельского хозяйства, строительной и лесной отраслей, сказано в сообщении компании. Компании урезают бюджеты и ездят на старых машинах, беспокоился в мае гендиректор «Камаза» Сергей Когогин.

Присоединение к ВТО вряд ли способно изменить спрос на машины, сомневается Баранов: «Россия вступала туда 18 лет, и все, кто хотел работать на российском рынке, давно там работают». Главное направление сбыта для «Камаза» - это строительная и дорожно-строительная отрасли, а количество заказов оттуда сократилось, объясняет руководитель департамента «Камаза» по связям с общественностью Олег Афанасьев. Плюс завершились крупные инфраструктурные проекты - Универсиада, саммит АТЭС, подходит к концу строительство объектов Олимпиады в Сочи, говорит он.

Среди причин падения спроса Афанасьев также назвал увеличение доли зарубежной техники.

Перед вступлением в ВТО и введением утилизационного сбора в Россию импортировалось на 30-40% больше техники, чем обычно, говорит он. Утилизационный сбор на автомобили введен с 1 сентября 2012 г. Базовая ставка на грузовики по нему - 150 000 руб. Российские производители, принимающие обязательства по утилизации, от выплаты сбора освобождаются. Зарубежные поставщики стремились проникнуть на рынок до введения сбора и в июле - августе импорт сильно вырос, отмечает Удалов. Сейчас в основном продаются иностранные машины, оставшиеся на складах с тех пор. К тому же парк грузовиков страны приблизился к максимуму (см. врез), насыщенность рынка серьезно сдерживает продажи, ранее говорил Удалов.

ВТО - одна из причин сокращения спроса, но она не главная, сказалось и общее замедление экономики, добавляет Афанасьев. Причина очевидна - стагнация экономики, соглашается Баранов.