Круги на воде высоких технологий

На выставке Lexus Hybrid Art в Манеже девять эффектных электронных аттракционов, среди них есть смешные, печальные, скучные и имеющие отношение к современному искусству
«Кристаллы» Дана Розегарде реагируют на тепло и движение зрителей/ М. Стулов/ Ведомости

Все девять работ этой выставки преподнесены как безусловная ценность - каждой отдан большой кусок Манежа, к каждой приставлен человек, специально обученный объяснять смысл произведения, экспликации в величественных витринах светятся в кромешной тьме, придавая каждому слову значительность.

Как и многим выставкам, очередному выпуску ежегодной Lexus Hybrid Art здесь слишком просторно, но стремление Кати Бочавар, выстроившей экспозицию, поддать пафосу понятно - иначе в манежных просторах все потеряется. Даже новые модели концерна - основателя выставки кажутся малолитражками. Но торжественность все же излишняя, восприятию выставки даже мешающая, - не все произведения на стыке искусства и новых технологий (отсюда слово «гибрид» в названии) выдерживают подобную многозначительность, и каждой хочется предъявить претензию: достаточно ли в тебе искусства и науки, чтобы так пыжиться?

Тем более что среди авторов нет звезд пространственного искусства высоких технологий уровня Олафура Элиассона, хотя несколько работ авторов выставки где-то уже имели успех. Например, «Монстротени» Филипа Уортингтона даже стали частью постоянной экспозиции нью-йоркского MoMA, что почетно, но все же манипуляции на экране с тенями зрителей - уже виденный аттракцион. Впрочем, имеющий у зрителей большой успех - ваши тени на экране мгновенно обрастают зубами, хвостами, глазками и рожками.

Эффектно смотрятся видеокруги на воде в «Материализации/дематериализации» Марко Брамбиллы, их образуют изображения держащихся за руки людей. Зрелище завораживающее, но наверняка, когда та же проекция была направлена на бассейн на нью-йоркской Тайм-сквер, зрителей она впечатляла сильнее.

Лучше, чем технически сложные, в Манеже смотрятся произведения с настроением. Вот в чем интерес работы Давида Летелье, где два гигантских пластиковых цветка реагируют движением на звуки, понять трудно, так как зрительские хлопки и возгласы трансформируются до неузнаваемости. А вот совсем не интерактивная и не высокотехнологичная инсталляция бразильца Каду «Партитура» радует: к поездам игрушечной железной дороги приделаны тоненькие молоточки, они задевают за стоящие вдоль путей колбы, пустые и наполненные разным количеством воды. Отчего слышится приятное позвякивание, ассоциирующееся с детской радостью от путешествия. Не каждый зритель, наверное, поймет визуальную метафору Георгия и Ильи Пузенковых (я как раз из таких), но преображенные потоки краски смотрятся на экране красиво.

Если и есть какая-то общая проблема, транслируемая большинством работ, то это проблема общения, преодоления виртуального одиночества. «Кристаллы» Дана Розегарде сверкают тем ярче, чем больше зрителей на них смотрит, движущиеся зеркала в работе Юлиуса фон Бисмарка дают возможность подглядывать за другими зрителями, группа SuperUber показывает компьютерную игру, в которой зрители общаются друг с другом, но через интернет.

Если то, что показывают на выставке в Манеже, можно причислить к искусству, то именно потому, что оно на вечные темы - про реальность и иллюзию, про одиночество, ожидание чуда и память детства. Некоторые высказывания довольно наивны, но и техника, в которой они сделаны, не такая старая, как рисунок и живопись.

До 22 августа