Неудобные темы

Сегодня в Выборге открывается 21-й кинофестиваль «Окно в Европу». У него реальный шанс обставить главного конкурента - «Кинотавр» - по части актуальности
Приезжая девушка Майя - героиня фильма Ларисы Садиловой «Она»/ kinopoisk.ru

В прошлом году выборгское «Окно в Европу» отметило юбилей, но без шума, без блеска в программе и без наплыва высоких гостей. Судя по всему, цифра 21 вдохновляет устроителей фестиваля больше, чем скучная двадцатка: программа нынешнего фестиваля даже сейчас, до старта, позволяет утверждать, что он разменяет третий десяток как минимум нескучным образом.

У выборгского «Окна», как известно, три створки - игровая, документальная и анимационная, но центральной по умолчанию считается первая, и именно на этой территории «Окно» соперничает с «Кинотавром», а мультфильмы и документалистика создают эксклюзивный контекст. Так вот, выборгская игровая коллекция-2013 с виду ни в чем не уступает июньской сочинской, а через неделю, не исключено, будут основания говорить и о ее превосходстве.

Игровой конкурс составлен из чертовой дюжины фильмов. Самое известное режиссерское имя - Лариса Садилова, которая с первого своего успешного фильма «С днем рождения!» была прописана в сочинском конкурсе, но, на выборгское счастье, в этом году завершить фильм к июню не успела. На счастье - потому что видевшие ее новый фильм «Она» о мытарствах молодой таджички, сбежавшей к жениху-гастарбайтеру в Москву и повидавшей там разное, утверждают, что он едва ли не лучший у Садиловой и уж во всяком случае много ярче ее последних полуудач.

Михаил Брашинский, чей «Шо-пинг-тур» взял здесь в прошлом году главный приз, возвращается в Выборг при полицейских погонах - как исполнитель роли потерявшего память мента в фильме Константина Мурзенко «Тяжелый случай». У Мурзенко режиссерская пауза между первым «Апрелем» и вторым «Случаем» вышла такой же обидно долгой, как у Брашинского между «Гололедом» и «Шопинг-туром», и я был бы рад убедиться, что прервал он ее не зря. Но скучно на этом кино в любом случае не будет - развлекут любимые лица петербургского культурного пейзажа, населившие фильм: главред журнала «Сеанс» и режиссер Любовь Аркус в роли милиционерши, а в придачу к ней композитор Игорь Вдовин, литератор Вячеслав Курицын, критик Лидия Маслова и много кто еще.

Два совсем разных фильма конкурса объединило одно внешнее, но усилиями властей ставшее вдруг актуальным обстоятельство - сюжетный гей-мотив. Не убоявшись обвинений в пропаганде нездоровых основ жизни и прочей подрывной деятельности на деньги госдепа, «Окно» сделало то, чего поостерегся «Кинотавр», - взяло в программу дебютную драму актера Сергея Тарамаева «Зимний путь», герой которого, молодой музыкант, проводит свободное от искусства время не совсем так, как хотелось бы депутатам Милонову и Мизулиной. Другой грешный фильм называется «Пельмени», там тоже один из героев - музыкант, но он как раз правильных взглядов, а вот его младший брат-банкир - увы. Для Геннадия Островского, автора «Пельменей», режиссура тоже не профильный вид деятельности - он сценарист и этот сценарий тоже сочинил сам, поставив себе непростую режиссерскую задачу: история, начавшись как семейная драма, постепенно меняется в лице и под конец оборачивается черным гротеском. Получилось ли у Тарамаева и Островского задуманное - станет ясно совсем скоро, но на месте выборгских пиарщиков я бы уже сегодня готовил тексты протестных писем возмущенного казачества и примкнувших к нему звезд депутатского корпуса.

Мишени для стрел радетелей нравственности обозначены, мишень для критиков и прочих кинематографистов тоже ясна - это «Метель». Ее автор укрылся под псевдонимом Глеб Глебов, но все в курсе, что фильм по мотивам одноименного рассказа Льва Толстого снял Александр Гордон - жестокий истязатель артхаусных режиссеров в своем «Закрытом показе», куда жертвы часто идут как на заклание под продюсерским конвоем и по доброй воле никогда бы этого не сделали, если б «Первый канал» не покупал их фильмы, а для финансово убыточных затей это если и не спасение, то уж точно подмога. Теперь у желающих поквитаться с Гордоном появляется такая возможность. В прошлый раз - после выхода гордоновских «Огней притона» - кинообщественность этой возможностью не пренебрегла.

Выборг