Раздать всем по $500 000

Минтранс поддержал Национальную палату судоходства и включил программу утилизации гражданского флота в проект стратегии развития водного транспорта
А. Махонин/ Ведомости

Минтранс согласен запустить государственную программу утилизации гражданского флота, следует из проекта стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 г., опубликованного вчера на сайте министерства. С этой инициативой в начале 2013 г. выступил союз «Национальная палата судоходства». Речь идет о предоставлении судоходным компаниям утилизационного гранта (при утилизации старого судна и покупке нового), но конкретного, утвержденного механизма пока нет, говорит представитель Минтранса. Ему известно, что это предложение в том числе рассматривается Минпромторгом.

«Идея нам нравится, но пока не решены вопросы финансирования этой программы», - говорит замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Получить комментарии ОСК не удалось.

Реализация всех мер господдержки, предусмотренных проектом, позволит обновить флот, повысить его безопасность и эффективность, уверены разработчики. Сейчас на учете в Российском речном регистре 13 022 грузовых и пассажирских судна. Средний возраст грузового флота - 32 года, пассажирского - 33 года, круизного - 41, более 75% самоходных грузовых судов и буксиров имеют возраст свыше 25 лет, приводятся данные в проекте стратегии.

Чтобы добиться максимального эффекта от программы утилизации флота, утилизационный грант должен выдаваться при условии завершения строительства нового судна, только на его оплату, а размер гранта должен составлять не менее 10% от стоимости нового судна, считает председатель совета директоров Волжского пароходства (входит в холдинг UCL) Ришат Багаутдинов.

Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов полагает, что утилизационный грант должен иметь не только фиксированное процентное значение (до 10%), но и максимальную планку в денежном эквиваленте - не более $500 000. Необходимо также указать обязательное условие по уровню локализации судов, приобретаемых по этой программе, - не менее 50%, считает эксперт, иначе этот инструмент будет стимулировать в основном продажи зарубежных поставщиков комплектующих. В целом программа должна быть такой же понятной, как применявшаяся программа утилизации автомобилей, которая помогла посткризисному восстановлению рынка, приводит пример Безбородов.

Сейчас средняя стоимость сухогруза или танкера, произведенного в России, составляет $15-16 млн, срок изготовления - 10-12 месяцев, информирует Багаутдинов. По оценке Безбородова, с помощью программы утилизации можно будет за пять лет обновить не более 100-120 судов, в том числе из-за ограниченной мощности российских верфей.

Если программа заработает в совокупности с субсидированием процентных ставок при строительстве судов, возрастут заказы для верфей, они начнут повышать эффективность, расширять мощности, прогнозирует Багаутдинов, а отчисления в бюджеты всех уровней при строительстве каждого судна превысят расходы государства на выплату утилизационного гранта.