Красота по-собачьи

Спа-салон для собак может открыть любой, а вот сделать его прибыльным сможет только увлеченный собачник или предприниматель, которому повезет собрать команду талантливых грумеров
Главная проблема на рынке собачьей красоты - это профессиональные кадры, считает Денис Васильев, совладелец сети «Милорд»/ М. Стулов/ Ведомости

Культура лохматости

За последние 10 лет кабинеты при ветеринарных клиниках и зоомагазинах, в которых стригли собак, выросли в настоящую индустрию красоты для домашних животных. Теперь кошко- и собаковладельцы посещают зоосалоны красоты, ассортимент услуг в которых по разнообразию не уступает человеческим: животным делают спа-процедуры, эпиляцию воском, маникюр, массаж, татуировки, накладывают маски.

13 зубастых клиентов

Юрист Ксения Потапова и менеджер по персоналу Елена Голямова пытаются сделать прибыльным собачий салон красоты в Перми. За два года работы вложенный в дело 1 млн руб. не окупился, но девушек вдохновляет пример тех, кто смог свое увлечение животными превратить в бизнес.

Когда в 2011 г. партнерши открыли салон для животных PetSPA в «тихом центре», знакомые посмеивались. Считали, что бизнес этот несерьезный и заработать на нем невозможно, рассказывает Потапова. Однако обе девушки уже созрели, чтобы оставить наемную работу. Первые полгода они совмещали свое дело с работой по найму, но потом собачья красота затянула их целиком.

У Потаповой дома собаки жили всегда - дворняжки, шнауцер, потом чау-чау, и этот бизнес она намечтала себе еще в детстве. Основательницы PetSPA решили сделать акцент на профессиональном подходе, чтобы клиенты почувствовали разницу между любительской стрижкой и грумингом - специализированным уходом за животными. Закупили специальное оборудование и инструменты, три стола с механизмом подъема для крупных собак, фены, машинки для стрижки, профессиональные ножницы. Потапова взяла кредит в Сбербанке как физическое лицо, Голямова сделала то же самое, общего 1 млн руб. хватило на аренду помещения в 60 кв. м, ремонт и закупку оборудования. «Многие не готовы вкладывать в оборудование, например, один только стол стоит 30 000 руб., но мы решили сделать это уже на старте», - говорит Потапова.

В момент открытия PetSPA в Перми, которая в смысле груминга отстает от обеих столиц лет на 10, была только одна специализированная собачья парикмахерская, говорит Потапова. «Сейчас появилось еще несколько, но оттока посетителей мы не почувствовали», - замечает она. Наоборот, клиентская база постепенно растет, на долю постоянных клиентов приходится 60%. Сначала навести красоту в PetSPA приходила одна собака в день, сейчас у салона - уже 13 клиентов ежедневно и примерно 60 в неделю (из которых только 7-10 кошек, остальные - собаки). Самые востребованные услуги - стрижка, общий уход с мытьем, вычесыванием шерсти, гигиеной когтей, ушей и зубов, тримминг (выщипывание жесткой отмершей шерсти у жесткошерстых собак).

Фабрика груминга

Петербургскую сеть зоосалонов MasterGrum основали супруги Сергей и Наталья Андросовы. Все начиналось с частных мастеров, которые выезжали к клиентам на дом, вспоминает Наталья, зоолог по профессии и собачий парикмахер по призванию. Но контролировать качество работы при выездной системе было сложно, и в 2002 г. открылся первый салон возле Московского вокзала. MasterGrum ни дня не работал в минус, ведь у его основателей была уже своя клиентура, а конкуренция была заметно меньше.

Рассматривать салоны для домашних животных как инвестиционный объект вряд ли стоит, считает Денис Васильев, совладелец и директор компании «Милорд», которая владеет сетью одноименных зоосалонов и двумя парикмахерскими для собак «Барбос» в Москве. По его словам, успеха добиваются только «больные на всю голову собачники» или те, кому удается нанять команду грумеров, увлеченных делом. Васильев по профессии бухгалтер и говорит, что его компании повезло с персоналом: сейчас в компании работают профессионалы, которые даже проводят мастер-классы по грумингу.

Сеть салонов «Милорд» существует 11 лет. Компания выпускает одежду и косметику для животных (например, духи для собак «Флоренция» с нотами морского бриза), оборудование для зоосалонов. Развивает франчайзинговую сеть: под брендом «Милорд» работает семь салонов во Владивостоке, Сургуте, Туле, Минске и других городах. Компания получает 10% роялти от покупателей франшиз, которым взамен предоставляет сайт, маркетинговую и консультационную поддержку, оборудование и товары для животных на льготных условиях. При каждом салоне «Милорд» есть бутик, торгующий товарами под собственным брендом - одеждой, обувью и аксессуарами для собак, которые компания производит в Петербурге, и косметикой (19 наименований), производимой в Италии.

В том числе за счет новых направлений бизнеса в 2009 г. оборот салонов вырос вдвое, хотя это были кризисные годы, утверждает Васильев: «Нас отличает то, что в салонах мы принимаем собак любых пород, даже самых крупных. У нас для этого есть все условия, например, есть ванны с откидными бортиками, куда собака может войти, не переломав ног, а многие используют обычные человеческие ванны». Помещения для салонов «Милорд» выбирает просторные, более 100 кв. м, с хорошей вентиляцией, оснащает их специализированным оборудованием.

Такой подход помогает держать премиальные цены - например, комплексный уход за сенбернаром стоит здесь 5500 руб., за йорком - 2500 руб.

Договориться с кошкой

«Поначалу мы думали, что наймем людей, а сами будем ездить отдыхать на моря», - вспоминает Потапова. Но с людьми и вышла самая большая сложность.

Профессии грумера, специалиста, который занимается стрижкой и гигиеной животных, до недавних пор вообще не существовало, замечает Наталья Тихонова, председатель Ассоциации грумеров. В прошлом году ассоциация обучила и сертифицировала по европейским стандартам 11 человек, но это первый выпуск. Назваться грумером может кто угодно, но понять, что человек не владеет профессией или не умеет ладить с животными, можно, только приняв его на работу, говорит Тихонова. А, например, договориться с кошкой, чтобы она дала себя вымыть, - целое искусство, и дилетанты не могут с этим справиться. «Мы проводим даже мастер-класс по грумингу кошек, договариваться с которыми гораздо сложнее, чем с собаками», - замечает Тихонова.

Отсутствие на рынке труда профессионалов считают главной сложностью своего стартапа и владелицы PetSPA. Наниматься на работу к ним приходили парикмахеры-любители, некоторые стригли собак еще с советских времен, но стандарты профессии, хоть и неписаные, с тех пор сильно изменились. Потаповой и Голямовой пришлось самим стать грумерами и перевоспитывать персонал. Сейчас в PetSPA работает несколько успешно перевоспитанных мастеров.

Проблему качества персонала считает ключевой в этом виде бизнеса и Андросова. Для своей сети MasterGrum, в которой сейчас четыре салона, она долгое время обучала сотрудников самостоятельно. Теперь в компании есть преподаватель и курс груминга может освоить любой желающий за 45 000 руб.

Только в Москве более 100 заведений, предлагающих услуги груминга, в том числе кабинеты при ветклиниках и зоомагазинах. Поиск Yandex выдает около 200 заведений, но среди них есть наверняка и те, что уже закрылись, говорит Васильев. Существуют и специализированные салоны, в которых работают профессиональные грумеры, - это «Боншери», GroomRoom, «Персона Гав», перечисляет Васильев.

Сейчас продавать услуги груминга стало проще, чем 10 лет назад, ведь культура ухода за животными заметно выросла, убежден Васильев. Уже не надо тратить маркетинговые усилия на то, чтобы объяснить преимущества салонного ухода перед домашним, добавляет он: «У нас есть клиенты, которые приходят в салоны раз в неделю, чтобы просто помыть собаку». Поэтому «Милорд» придумывает маркетинговые акции на новом уровне: например, предлагает всем своим клиентам услуги зоотакси со скидкой, чтобы им было легко добраться от дома до салона. Летом действует акция Hot Dog - скидки на услугу мытья собаки в размере температуры воздуха в день посещения по прогнозу Gismeteo.

Каждый салон «Милорд» обслуживает 200-300 клиентов в неделю. Пользуются спросом и экзотические услуги, которые здесь позиционируют как необходимые, - скажем, озоновый гидромассаж, который особенно полезен собакам со складчатой кожей, как у шарпеев или бульдогов. «А вместо вычесывания колтунов их можно удалить с помощью восстановительной маски, которая накладывается на все собачье тело», - говорит Васильев.

Конечно, позволить себе услуги грумера не могут владельцы дворняжек, но большинство тех, кто держит дорогих собак, ходят в собачью парикмахерскую, говорит Андросова. К примеру, около 90% клиентов питерского MasterGrum - это йоркширские терьеры.

Регулярно посещать зоосалон входит в привычку и у пермяков, в то время как раньше к грумерам обращались в основном, когда собаку надо было подготовить к выставке, соглашается Потапова. И растущий спрос помогает в условиях растущей же конкуренции.