Начала изменения с себя

Нью-Йорк превратился в лабораторию образовательных экспериментов. И Стефани Дуа пошла из чиновников от образования в бизнес учебных программ
Привить детям младше 10 лет навыки чтения - одна из главных задач образовательной программы Стефани Дуа/ FREDERICK FLORIN/ AFP

Выгодные стартапы. $400

млн заплатили владельцы Financial Times в 2011 г. за компанию Connections Education, предоставляющую онлайн-услуги школьникам. $360 млн заплатила корпорация News Corp в 2010 г. за другого игрока этого рынка, нью-йоркский стартап Wireless Generation. Еще один образовательный стартап, Knewton, после пяти лет существования привлек венчурное финансирование в размере $54 млн и сейчас выходит на зарубежные рынки.

Пять лет подряд Стефани Дуа имела возможность наблюдать за изменениями в американский системе образования. Она была генеральным директором нью-йоркского Фонда средних школ и отвечала за привлечение частных средств для поддержки образовательных реформ. Эти реформы охватывают широкий спектр мероприятий - от подготовки учителей по программе стандартизации преподавания базовых предметов (Common Core) до развития школьных библиотек и организации службы помощи родителям. Но в 2011 г. Стефани решила оставить должность, чтобы пополнить ряды предпринимателей, занимающихся образовательными проблемами.

В современном Нью-Йорке городские школы сильно отличаются друг от друга по качеству преподавания. Желая улучшить ситуацию, энергичный мэр Майкл Блумберг стал привлекать в данную сферу предпринимателей и новаторов, предлагающих перспективные идеи. Город стал площадкой для строительства высокотехнологичных стартапов, позволившей многим проявить себя и найти необходимое финансирование.

Научить читать

Инвестиции, сделанные Google и Facebook, притягивают к Нью-Йорку также специалистов по информатике и дизайну. За 10 лет участия в образовательной реформе Дуа хорошо узнала, насколько трудно изменить систему и добиться нужных результатов даже при наличии средств и инструментов. Особенно плохо дела обстоят с навыками чтения у детей младше 10 лет, - а это один из главных факторов, влияющих на дальнейший ход обучения.

«Изменить систему сложно, а вот обеспечить конкретным родителям возможность улучшить жизнь их ребенка - гораздо проще, и надо предложить им для этого подходящие средства», - решила Дуа.

Ей удалось получить от частных инвесторов начальное финансирование в размере $2,2 млн и создать компанию Homer - стартап, который разрабатывает обучающие приложения для планшетных компьютеров. Штат компании пополняется преподавателями по языку, программистами и художниками. Сейчас в Homer работает полтора десятка человек, офис стартапа находится в Бруклине, в одном доме с компанией MakerBot, специализирующейся на 3D-печати.

«Я затеяла проект не как предприниматель, занимающийся IT, - говорит Дуа. - Мне хотелось предоставить детям более широкие возможности для развития грамотности».

Когда Дуа учила собственную дочь читать, ее удивил скудный ассортимент имеющихся на рынке учебных материалов. Пытаясь восполнить этот пробел, она задействовала связи, установившиеся за время работы в Фонде средних школ. Стартап начал с пособий по развитию первичных основ грамотности, но была надежда постепенно перейти к более масштабным задачам.

Дуа вкладывает значительные средства в развитие стиля Homer. Она старается использовать лучшие образцы классической детской литературы и по возможности избегать «пучеглазых» персонажей, все чаще навязываемых детям авторами современных книг. «Планшетники, с их интерактивностью и возможностью мгновенного погружения, идеально подходят для обучения детей», - убеждена Дуа. Опыт Homer внушает оптимизм многим инвесторам, успевшим не раз обжечься на амбициозных образовательных проектах, так и не ставших доходными. На этот раз, полагают инвесторы, будет по-другому.

Кому вперед продать

Первый продукт Homer появился в коллекции iTunes неделю назад. Продажа программ школам начнется потом. «Многие стартапы, выпускающие образовательную продукцию, пытаются продавать ее одновременно и родителям, и школам - и ни там ни здесь не добиваются успеха, - говорит Дуа. - Мы хотим сначала хорошенько освоить одно направление и лишь затем посмотреть, насколько это применимо ко второму».

Система образования сильно забюрократизирована и по понятным причинам консервативна. Появляются новые, зачастую революционные возможности, но и преподаватели, и ученики предпочитают придерживаться проверенных решений, не желая рисковать в таком деле. В конце концов, стандартные учебники и методики уже показали свою эффективность и надежность, а новым формам только предстоит это сделать.

«В период бума доткомов вокруг образовательных технологий поднялась большая шумиха, - вспоминает Майкл Хорн, исполнительный директор исследовательского института Clayton Christensen Institute. - Но построить на этом устойчивый бизнес удалось немногим. Сейчас пошла вторая волна, и новшества могут оказаться намного более широкомасштабными».

Лидеры новой отрасли

Только в США на образовательных продуктах зарабатывается около триллиона долларов. «Но масштабы пока невелики, и эффективность в отрасли невысока, - говорит Хорн. - Реальная практика часто отстает от передового края, и предпринимателям приходится решать множество проблем. Трудно найти формулу успеха. Для этого необходимо терпение, и сначала надо построить правильную модель бизнеса, а уже потом думать о росте».

Впрочем, примеры успешного решения этих проблем есть. Как правило, игроки данного рынка выбирают для себя одно из трех основных направлений. Первое - обеспечение доступа к образовательному контенту, в частности путем организации «массовых открытых онлайновых курсов». Среди успешных компаний этого направления можно отметить Udacity и Coursera, а также социальную сеть Chegg.

Второе направление - собственно образовательные продукты. Благодаря новым технологиям способы получения образования меняются. Весьма удачно это направление осваивают компании Homer и Knewton.

Третье направление - системы оценки знаний. Здесь лидерами являются Pearson (владелец газеты Financial Times) и Teachscape.

Директор по операционной деятельности Knewton Дэвид Лю вместе с руководителями других компаний отрасли недавно встречался с министром образования США Арне Дунканом. «Представители компаний говорили, что им приходится тратить уйму времени, чтобы найти адекватных контрагентов, - рассказывает Лю. - В этой отрасли достаточно наткнуться на одного некомпетентного человека, чтобы загубить хороший проект».

Knewton создает системы «адаптивного обучения», в частности технологическую платформу, учитывающую нужды издателей образовательной продукции, преподавателей и поставщиков услуг по обучению. Чтобы сделать образовательный продукт доступным, бывает недостаточно просто выложить его в сеть. На выработку жизнеспособной стратегии у Knewton ушло несколько лет, да и потом для поддержания бизнеса потребовались обильные инвестиции. «В сфере образования вам требуется много денег, чтобы сделать разбег и взлететь, разгон здесь более долгий, чем в других отраслях», - утверждает Лю.