Перевозчикам дали месяц

В ответ на просьбы бизнеса таможня согласилась отсрочить отказ от книжек TIR. Но всего лишь на месяц
А. Махонин/ Ведомости

Федеральная таможенная служба (ФТС) перестанет принимать книжки международных дорожных перевозок (TIR) в качестве обеспечения таможенных платежей с 14 сентября, а не с 14 августа, как предполагалось ранее, сообщила вчера пресс-служба ФТС. По новым правилам поставщики должны будут предоставить национальную гарантию (например, банка или поручительство). По мнению ФТС, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) не выполняет своих обязательств по книжкам TIR.

Таможня согласилась перейти на новые правила на месяц позже по просьбе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), говорится в сообщении ФТС. С таким предложением АЕБ обратилась к руководству ФТС на этой неделе, рассказывал «Ведомостям» гендиректор ассоциации Франк Шауфф.

«Решение стало результатом совместных усилий национальных ассоциаций, общественных объединений и бизнес-сообщества государств - участников Конвенции международных дорожных перевозок», - заявила АСМАП. ФТС рассчитывает, что дополнительное время позволит компаниям «полностью подготовиться к предстоящим нововведениям», говорится в сообщении службы.

Таможенники также предлагают АСМАП за оставшийся месяц урегулировать разногласия с ФТС (см. врез). «Если ФТС видит проблемы в работе с книжками TIR, мы хотим узнавать об этом как можно скорее», - говорит представитель российского представительства Международного союза автотранспорта (IRU). В IRU хранятся данные по каждой книжке, объясняет он: в ближайший месяц можно было бы провести консультации с ФТС и чиновниками заинтересованных ведомств.

По мнению представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, переходный период должен длиться хотя бы до конца года: введение новых правил ударит по поставщикам электроники как раз в высокий сезон, когда проводятся крупные закупки (сентябрь - октябрь).

Отсрочка должна составлять не менее шести месяцев, говорил человек, близкий к АЕБ: такой срок требуется, чтобы оповестить заинтересованные стороны и провести стандартную для нормативных актов процедуру оценки регулирующего воздействия. Хотя решение ФТС и не является нормативным актом, отмечает он, об изменении правил служба сообщила письмом. Да и самой ФТС нужно время, чтобы обновить нормативную базу и программные средства, продолжает он.

Например, ФТС планирует перестать требовать оригинал сертификата национального обеспечения прямо на границе, говорил начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков. Но точные сроки он не называл.

ФТС и сама оказалась не готова к работе по новым правилам, считает руководитель департамента логистики Supra Константин Алехин. Вероятно, эта отсрочка - первый шаг на пути к отказу от этого решения, надеется он.