От редакции: Театр холодных действий

А. Никольский/ ИТАР-ТАСС

Новость о том, что Барак Обама отменил запланированный на сентябрь приезд в Москву на встречу с Владимиром Путиным, была почти ожидаемой. У этой встречи было мало шансов состояться. А вот продемонстрировать взаимное недружелюбие и твердость сейчас крайне важно обеим сторонам.

Президенты уже обменялись похожими шагами в прошлом году: Путин не поехал на саммит G8, а Обама - на саммит АТЭС во Владивосток. Неделю назад Эдварду Сноудену было предоставлено политическое убежище, что и стало предлогом для нового неприезда Обамы. Таким образом, общий счет 2:1 в пользу Обамы. А значит, на следующий саммит Путин снова не поедет. Загвоздка в том, что следующий большой саммит - это «восьмерка» в Москве.

Демонстративное недружелюбие - не менее удобный политический инструмент, чем показательная дружба. Встречи без галстуков и манера называть друг друга по именам призваны были обозначить новую эпоху взаимоотношений с США при Ельцине и раннем Путине. Теперь маятнику пришло время качнуться назад, и это тоже сначала прагматика, а потом все остальное. Едва ли случайность, что слова о соскальзывании в мышление эпохи холодной войны были сказаны Обамой не в официальной обстановке, а в эфире вечернего шоу Джея Лено. В то же время сколько-нибудь серьезных новых оснований для реального обострения отношений не наблюдается. Основания все старые.

Позиции по ПРО и сокращению стратегических вооружений остаются прежними, тогда как критика нарушений прав человека, заявления членов сената и депутатов Госдумы - не более чем политический фон. Даже ситуация со Сноуденом, оставшимся в России, вполне может быть выгодна властям США.

Ведь это полностью и окончательно дискредитирует молодого человека в глазах американцев и лишает его героического ореола на родине.

Обаме сейчас крайне важен повод продемонстрировать жесткость в отношении кого-нибудь из душителей свобод - но поскольку ситуация в Иране, Сирии и Египте слишком подвижна, на эту роль сейчас больше подходит Путин. И дело Сноудена в этой ситуации - лучший из возможных поводов. В свою очередь, антиамериканские демарши Кремля последних месяцев отчаянно требуют новой фактуры - хороший повод упрекать Вашингтон в обострении отношений.

При этом та часть российско-американских отношений, которая требует реальных усилий и реального взаимодействия, ничуть не страдает от обмена демаршами. Сегодняшняя встреча глав внешнеполитических ведомств Сергея Лаврова и Джона Керри, а также министров обороны Сергея Шойгу и Чака Хейгела в Вашингтоне состоится, как и планировалось. По мере того как гражданская война в Сирии затягивается, а оппозиция радикализуется, поддержка Москвой Асада оказывается все более перспективным проектом. В то же время смягчение антизападной риторики в устах нового президента Ирана и реальное ослабление «Братьев-мусульман» в Египте усиливают позицию США в отношениях с этими странами.

Вопрос в том, как и когда изменится внешнеполитическая повестка и Россия с Америкой окажутся заинтересованы продемонстрировать смягчение. В нынешних обстоятельствах это не зависит от фоновых раздражителей. В первую очередь смену повестки будет определять развитие ситуации на Ближнем Востоке.