Питер Лэмпл: «Я уже заработал больше, чем могу потратить», - Питер Лэмпл, основатель Sutton Trust

Как сын эмигранта из Вены разбогател в США, потом добился запрета на ношение оружия в Великобритании и стал финансировать реформу образования в пользу бедных
Питер Лэмпл, основатель Sutton Trust/ Bloomberg

Миллионер и филантроп, сэр Питер Лэмпл сильно выделяется на фоне традиционалистской системы британского образования, к которой он присоединился 15 лет назад, чтобы занять свободное время после выхода на пенсию. Загорелый, в костюме с иголочки с большим красным галстуком, расточающий приветственные возгласы и фирменные рукопожатия, он громко кричит, завидев меня: «Крис! Как делишки?»

Sutton Trust

Благотворительный фонд. Основатель и председатель - сэр Питер Лэмпл. Основан в 1997 г. Занимается благотворительной и исследовательской деятельностью в области образования и социальной мобильности. Со дня своего основания фонд провел 135 исследований и профинансировал 200 программ для талантливых школьников и студентов. финансовые показатели не раскрываются.

Как устроено школьное образование в Великобритании

Школы в Великобритании могут быть государственными (community schools), финансируемыми за счет благотворительных учреждений, предприятий или частных лиц (foundation schools, academies), а также частными (independent schools). В последних источником финансирования является плата за обучение. Законодательство Великобритании предусматривает обязательное среднее образование школьников в возрасте от 5 до 16 лет. Каждый ребенок в Великобритании имеет право на бесплатное образование в государственной школе. В частных школах учатся около 7% детей.Частная школа не обязана придерживаться Национального учебного плана, утвержденного актом о реформе образования в 1988 г. (начал применяться на практике в 1992 г.). Национальный учебный план строится на основании четырех ключевых этапов обучения. Этап 1: годы обучения - 1-й и 2-й, возраст - от 5 до 7 лет. Этап 2: годы обучения - 3, 4, 5 и 6-й, возраст - от 7 до 11 лет. Этап 3: годы обучения - 7, 8 и 9-й, возраст - от 11 до 14 лет. Этап 4: годы обучения - 10-й и 11-й, возраст - от 14 до 16 лет. Обучение на этапах 1 и 2 проходит в начальной школе (primary school), на этапах 3 и 4 - в средней школе (secondary school). В Национальный учебный план включены обязательные предметы, три из которых являются базовыми (английский язык, математика и естествознание). К остальным обязательным предметам относятся проектирование и технологии, информационные и коммуникационные технологии, история, география, искусство и дизайн, музыка, физическая культура, современные иностранные языки и граждановедение. По окончании каждого этапа обучения школьники сдают тесты, а по завершении 4-го этапа получают аттестат об общем среднем образовании (General Certificate of Secondary Education, GCSE). После этого выпускник может продолжить обучение, выбрав подготовку к поступлению в университет или получение профессионального образования, либо начать трудовую деятельность.

Частный клуб Mosimann's в лондонском фешенебельном районе Белгравия выглядит неправдоподобным местом для дискуссии об уровне образования детей из беднейших британских семей - но это одно из тех мест, которые 66-летний Лэмпл обычно посещает. Веселый словоохотливый мультимиллионер балагурит с сотрудниками клуба, сменяющими друг друга, чтобы поздороваться с ним («Рад вас видеть!», «Вы привыкли, что я всегда плачу по своим счетам, - но всё меняется...», «Это что же, дегустационная порция? Принесите ему полную!»), и заказывает острый томатный сок. Под его воздействием я делаю то же самое.

Сэр Питер говорит, что не собирался становиться частью мира богатых и знаменитых: «Знаете, у меня не было такого намерения. Я занимался гольфом. И думал: может быть, мне следовало бы заняться чем-то другим?» В 1997 г. бывший топ-менеджер по частным инвестициям основал благотворительный фонд Sutton Trust, который инициировал и возглавил дискуссию о социальной мобильности в Соединенном Королевстве. Британцы склонны считать, что классовое разделение в стране сейчас проявляется в наименьшей степени, чем когда-либо. Но в 2005 г. исследование Sutton Trust показало: если классовые различия могут в большой степени исчезать, то малообеспеченные дети с большей вероятностью, чем когда-либо, становятся малообеспеченными взрослыми, - и этот факт сейчас широко известен и признан.

Исследование, которое по заказу Sutton Trust проводил Центр экономического поведения (ЦЭП) при Лондонской школе экономики, обнаружило, что «межпоколенческая мобильность заметно упала в когорте людей, рожденных в 1970 г., по сравнению с теми, кто родился в 1958 г.». В работе сделан вывод о том, что мобильность в Британии находится на «схожем уровне значений, что в США, и в целом обе страны заметно менее мобильны, чем Канада и страны Северной Европы».

Результат последовал незамедлительно. Министры-лейбористы, входившие в правительство образца 1997 г., взяли на себя ответственность за снижение этого показателя (хотя самые молодые респонденты, участвовавшие в исследовании, окончили школу между 1986 и 1988 гг.). И все политические партии с тех пор обращают внимание на проблему социальной мобильности. В качестве центральной проблемы пестрой английской образовательной системы сейчас рассматривается низкая успеваемость детей из малообеспеченных семей. Повышение социальной мобильности, как говорят либеральные демократы, - главная цель для коалиционного правительства.

Исследование Sutton Trust не осталось неоспоренным: работы Джона Голдторпа, крестного отца британской социологии, рисуют гораздо менее депрессивную картину. Но, как написал Голдторп в прошлом году, «с тех пор как экономисты ЦЭП - с помощью Sutton Trust - успешно донесли идею снижения мобильности до общественно-политических комментаторов, любой иной взгляд имеет мало шансов на серьезное рассмотрение».

В знак признания победы Sutton Trust в этом споре - и роли сэра Питера в дискуссии - коалиционное правительство в 2011 г. назначило его председателем Фонда образовательных эндаументов, правительственного мозгового центра с бюджетом 125 млн фунтов стерлингов, который оценивает, благодаря чему хорошие школы становятся успешными. Титул лорда за свои заслуги в области образования Лэмпл получил еще в 2003 г.

«Это ж тоже довольно весело»

Под влиянием моего собеседника я тоже заказываю коктейль-салат из больших креветок - и раздумываю над основным блюдом, поглядывая в поисках подсказки на другие столики. «Знаете, что я на самом деле рекомендую? Маринованную селедку, если вам нравится такое», - говорит сэр Питер. Мне не нравится, увы. Вместо этого я спрашиваю стейк тартар, а он берет-таки маринованную селедку по-шотландски. Принесли минеральную воду, а я все ломаю голову над тем, как этот монстр бизнеса втянулся в тему образования. Как ему удалось перейти из категории «варвара у ворот» (так называли финансовых спекулянтов и рейдеров в 1980-е) в беспокойного деятеля у школьной калитки?

Он объясняет, что социальная мобильность - нечто, с чем он лично столкнулся очень близко. «Мой отец уехал из Вены [в 1938 г.], когда был еще школьником. Он ходил только в гимназию, и по ее окончании у него не было никакой квалификации. Представляете? Как он приехал в Англию, не говоря ни слова по-английски? Но вот что важно: он поступил тут в вечернюю школу, а днем работал. Мы выросли не сказать чтобы в бедности, но и не в богатстве».

Семья Лэмплов жила в Йоркшире, затем переехала на юг, в Суррей, а потом на запад, в Челтнем, - отец был инженером и переходил с одной работы на другую. В каждом из этих мест сэр Питер ходил в академическую государственную школу.

В 1966 г. он поступил в Оксфорд (колледж Тела Господня) на химический факультет. «Я получил диплом по физической химии, но знал, что никогда не буду заниматься научными исследованиями», - рассказывает Лэмпл. После выпуска он продавал врачам препараты фармацевтической компании Beecham. Но недолго: «Я встретил одного парня, который окончил Лондонскую школу бизнеса и получал втрое больше меня, и подумал: «Господи Исусе! Ведь можно зарабатывать столько же». Так [в 1971 г.] я пошел в Лондонскую школу бизнеса». С тех пор его карьера пошла в гору. Сэр Питер переехал в США, чтобы работать на Boston Consulting Group (BCG). Оттуда в 1977 г. перешел к одному из клиентов BCG, в концерн International Paper.

Вскоре его назначили руководителем отдела недвижимости, благодаря чему он получил большой портфель земельных операций. Но, увидев новые возможности, он снова сменил место работы. В 1983 г. Лэмпл учредил Sutton Company. Он посчитал, что мог бы давать советы инвесторам, у которых он покупал земельные участки для International Paper. Но у него также были сделки и с «некоторыми ребятами, у которых вообще не было никаких денег». «Они всё занимали в банках. Ну я и подумал: «Это ж тоже довольно весело, правда?» Так что я получал комиссионные от консалтинга и... пытался покупать компании». Так он двинулся в сторону того, что сейчас известно как private equity - частные инвестиции в компании, не котирующиеся на бирже («В наше время это так не называли», - уточняет он).

«Как в истории про Рипа ван Винкля»

Его первым большим успехом была покупка бизнеса на Западном побережье США. «Генеральный директор встретил меня в аэропорту - я был одет как сейчас [в костюм] - и предложил поехать к нему домой на барбекю. Едем мы к нему на озеро Вашингтон, тут начинается гроза, я замечаю виндсерф на пляже и мимоходом говорю: «Вот было бы здорово тут покататься!» А гендиректор отвечает: «Да вы с ума сошли!»

Только этот гендиректор не учел, что Лэмпл участвовал в чемпионатах мира по виндсерфингу: «Так что я вышел на той доске на середину озера Вашингтон. Ветер завывает в ушах, шторм, все сразу. Получилось удержаться на волнах и не упасть. А потом мы уже вернулись и занялись барбекю».

Быстро покончив с нашими креветочными коктейлями, мы тут же получаем основные блюда. «У них [на приготовление этих блюд] обычно 10 минут уходит», - сообщает сэр Питер, набрасываясь на свою селедку. Я беру небольшую паузу, но мой собеседник торопит меня взяться за стейк тартар и шутит, что, если вдруг диктофон сломается, придется нам заново обедать на следующий день.

Sutton Company открыла представительства сперва в Лондоне, а затем в Мюнхене. Сэр Питер говорит: «За 14 лет я сделал всего 13 сделок». Но этого оказалось достаточно. Когда ему было едва за сорок, уже вполне можно было выходить на пенсию. «Так что в 1996 г. я вернулся в Лондон. Отчасти потому, что женился на той, которая жила в Лондоне. К тому времени мне уже немного наскучило делать деньги. Я сказал себе: «Я уже заработал больше, чем могу когда-либо потратить. А потом случилась эта штука в Данблейне».

В марте 1996 г. некто Томас Гамильтон, вооруженный четырьмя пистолетами, вошел в начальную школу в шотландском городке Данблейн. Он убил 16 детей и учителя, после чего застрелился сам. Все это оружие было легально оформлено.

Сэр Питер немедленно начал действовать: «Я прочитал, как кто-то начал кампанию по запрету на ношение оружия. Когда я жил в Штатах, я очень внимательно относился к этой теме. И развитие культа оружия здесь меня очень беспокоило. Так что я связался с организаторами. И познакомился с двумя отцами, у которых пятилетние дочери были застрелены за две недели до того. Можете себе такое представить? И я сказал: «Слушайте, я буду счастлив профинансировать [эту кампанию]». Это не потребовало много денег - в основном на оплату перелетов из Шотландии. И сейчас у нас в стране действует запрет на ношение оружия, что просто феноменально. Я занимался этим анонимно, но это была такая позитивная штука. Подумалось: может быть, мне стоило бы попробовать сделать что-то еще. Вот так у меня и получилось с образованием».

Он продолжает: «Я приехал в свою бывшую школу, Regitate Grammat School, которая во времена моего детства финансировалась из бюджета графства Суррэй. В то время обучение было бесплатным. Но когда я приехал туда, все места в школе уже были платными! Я подумал тогда: минуточку, кто бы мог представить, что я до такого доживу!» А потом еще и в Оксфорде узнали, что он разбогател, и пригласили на ланч. Обедал Лэмпл с уэльским историком, сэром Китом Томасом. «Когда я был студентом, в Оксфорде было полно ребят из Уэльса. А тут сэр Кит мне говорит: «Не думаю, что в ближайшие пять лет увижу здесь кого-то из Южного Уэльса». Я спрашиваю - почему, а он отвечает: «Ну они не подают вступительные документы, а если и подают, то не соответствуют нашим стандартам».

«Это было как история про Рипа ван Винкля. Я отсутствовал 20 лет, потом вернулся - и обнаружил, что мир изменился. Мир словно бы сделал шаг назад. Я обратился к статистике. В 1996 г. в Оксфорде училось 46% выпускников государственных школ. В мое время - две трети!» - вспоминает сэр Питер. На этом его пенсия и закончилась. Параллельно с исследованием социальной мобильности Sutton Trust, поддержанная 40 млн фунтов стерлингов Лэмпла, приступила к прямому вмешательству в проблему.

«Люблю то, что я делаю»

Одна из идей бизнесмена, которая пришла ему в голову, когда он жил в США, заключалась в открытии летних школ на базе университетов, чтобы дети из малоимущих семей могли готовиться к поступлению в вузы. «Я приехал в Оксфорд и говорю: «Вам бы следовало принимать больше детей из государственных школ». Они говорят: «Проблема в том, что они не подают документы на вступление». А я отвечаю: «Может быть, вам следовало бы подумать, как их убедить, чтобы они поступали?» И потом говорю: «Я профинансирую летнюю школу [в 1997 г.], если вы, ребята, ее откроете». В следующем году у нас были уже Кембридж, Бристоль, Ноттингем - все росло как снежный ком. К этому году у нас уже 1700 летних школ».

Но этого было недостаточно: «Я знал, что университеты из Лиги Плюща [объединение восьми старейших привилегированных университетов на северо-востоке США: Корнельский, Колумбийский, Гарвардский, Принстонский, Пенсильванский, Йельский, Университет Брауна и Дартмутский колледж] были заинтересованы в приеме детей из семей с небольшими доходами [из Соединенного Королевства]. И я подумал: почему бы не устроить летние школы для британских детей, которые хотят учиться в США? И вот в 2012 г. мы привезли их на три дня в Лондон, потом в Штаты и обратно. У нас один ребенок из Клекхитона - это недалеко от одного из тех мест, где я рос, - поступил в Гарвард. Все оплачивается, никаких долгов. Они учатся четыре года вместо обычных трех. Четыре года в другой стране. Это же круто».

Нам приносят по шарику мандаринового сорбета и спрашивают, будем ли мы что-нибудь на десерт. Я заказываю свой любимый хлебный пудинг. «А читателям нужно, чтобы я тоже ел десерт?» - интересуется сэр Питер. «Нет!» - сурово отвечаю я.

Разговор сворачивает на личную жизнь Лэмпла и историю о том, как он печально прославился в феврале 2009 г. - тогда, находясь в депрессии, он пропал на несколько дней. Газета The Evening Standard вышла с заголовком на всю страницу: «Исчезновение лондонского магната-благотворителя». «Ужасные времена... Я словно побывал в аду, - вспоминает сэр Питер. - У меня был очень тяжелый период [во время развода со второй женой]. Я никогда не предполагал, что у меня может быть депрессия, я вообще не такой тип. У меня был ужасный период, это была клиническая депрессия... из-за детей, не из-за денег. Не знаю, как я сумел с этим справиться, но я это сделал. Я полностью восстановился. Только что женился вновь, буквально в прошлом году, так что очень счастлив. Я люблю работать. Люблю то, что я делаю. Чувствую себя отлично».

Что же будет дальше с образованием в Англии? Последняя идея Лэмпла - субсидировать места в частных школах. Он предлагает, чтобы правительство помогало оплачивать взносы за учебу детям из малообеспеченных семей и семей с достатком ниже среднего - расходы бюджета при этом должны быть меньше, чем на места в государственных школах. Сэр Питер уже запустил такой проект в одной из школ Ливерпуля, самостоятельно оплачивая издержки и оценивая эффективность. Но пока не похоже, чтобы этот проект заработал на государственном уровне: «Частично это из-за идеологических догм, частично из-за эгоизма».

Он скептически относится к структурным реформам английского образования в исполнении коалиционного правительства. Большинство этих реформ изменят автономность школ, и Лэмпл беспокоится, что они не смогут этого пережить. Беспокоится он и о том, что даже большинство высокоуспешных академий - школ за пределами муниципальной школьной системы - полагаются на немногочисленных лидеров. Но у него есть ясная цель - постдипломные тренинги для учителей: «У нас 450 000 учителей - если сможем поднять их квалификацию, сможем изменить и все образование».

За кофе я спрашиваю, мог бы Лэмпл распространить свою деятельность на США. «Я не любитель строить планы на 10 лет вперед... Мир иначе устроен», - говорит сэр Питер. Но добавляет: «У меня дружеские отношения с Джебом Бушем [бывшим губернатором Флориды]. Если представится случай, можно было бы получить офис в Нью-Йорке на пару лет. В общем, не знаю». Возможно, американской мечте понадобится помощь из Йоркшира.