От редакции: Экономика стяжателей

В.Филонов/ The Moscow Times

Русская православная церковь расширяет деятельность в нетрадиционных для себя сферах. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на днях заявил, что основанные на росте и потреблении западные экономики окажутся в кризисе. Напротив, страны с православной этикой, основанной на ограничении потребления, утверждает Чаплин, добьются успеха. «За таким подходом будущее. И нам сегодня нужно изложить его в категориях экономической науки и построения экономической системы», - подытожил священник.

«Зависимость экономического процветания от вероисповедания», о которой говорит Чаплин, больше ста лет назад описал немецкий социолог Макс Вебер. С тех пор в общественных науках произошли некоторые подвижки. Никто всерьез не выводит успехи одних стран и неудачи других из их вероисповедания. Факторов, объясняющих характер развития любой страны, - институциональных, культурных, демографических, климатических - множество.

Идея ограничения потребления звучит странно в стране, где десятилетиями оно было искусственно ограничено.

Предложение ограничивать потребление граждан в целом - укорами или апелляцией к религиозным примерам - выдает непонимание психологии и экономики. Самоограничение - выбор личности, а не нации. Излишнее потребление может вредить личности, но для экономики страны потребление - великое благо. Доля потребления в ВВП в последние годы колеблется от 48,8% (2008 г.) до 54,5%. Можно сказать, что оно вытянуло экономику России из кризиса. Такая доля потребления в ВВП выше китайской (около 35%), но ниже финской (56%) и японской (около 60%). А это страны, где нет большого расслоения по доходам.

Показательно, что руководство КНР, на чей опыт любят ссылаться российские сторонники «особого пути», намерено в ближайшие годы сделать в экономике ставку на рост внутреннего потребления. Он должен компенсировать спад иностранных инвестиций. Замедление роста потребления приведет Россию к спаду и кризису.

Если уж и ограничивать какое-то потребление, то демонстративное потребление политиков и публичных персон: получение гигантских квартир в центре городов, покупку сверхдорогих автомобилей за бюджетные деньги, поездки за границу на непонятные средства. Неясно также, как «самоограничение в стяжании земных благ» сочетается с демонстрацией богатства высшими церковными иерархами и крупными бизнесменами, публично выказывающими свою религиозность.

Описанная Чаплиным модель имеет мало общего с экономической практикой самой церкви. С первой трети XVI в., когда сторонники сильной и богатой церкви - иосифляне одолели настаивавших на аскезе нестяжателей, монастыри стали владельцами обширных земель и десятков тысяч крепостных. Все последние годы церковь активно занимается восстановлением прав на собственность, в свое время изъятую советской властью.